Почему скандальное высказывание Мухоряпова о казахском языке вызвало жесткую ответную реакцию - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему скандальное высказывание Мухоряпова о казахском языке вызвало жесткую ответную реакцию

Почему скандальное высказывание Мухоряпова о казахском языке вызвало жесткую ответную реакцию

Высказывание Мухоряпова так негативно срезонировало именно в определённый момент — наплыва релокантов, когда общество еще само не было уверено в том, как оно должно себя вести в этом новом для него взаимодействии и какую казахстанскую идентичность проецировать.

  • 22 Декабря 2022
  • 1056
Фото - Caravan.kz

За последние месяцы произошло несколько скандальных эпизодов, когда публичные персоны позволяли себе неоднозначные и острые высказывания о казахском языке, казахском народе и женщинах. Это вызвало гневные реакции у доброй половины Казнета, а власти в свою очередь завели дела о разжигании розни и хулиганстве. Все это наталкивает на мысль, что теперь любое неоднозначное слово, высказанное публичными людьми, будет становиться объектом внимательного рассмотрения и будет вызывать осуждение со стороны активной части общества и привлечение к ответственности со стороны государства. 

Но в чем причины такой тенденции? Это просто совпадение или признаки появления так называемого института репутации в Казахстане? Vlast.kz приводит мнение экспертов на этот счет. 

По мнению социолога Камилы Ковязиной, институт репутации в казахском обществе существовал и раньше — еще в досоветское время. Он был одним из важнейших институтов в обществе, поскольку видов капитала в то время было немного, а репутация тех же батыров или акынов, заявлявших о себе и своих предках на публике, давала представление слушателям о человеке перед ними. В степи репутация была очень важна, но потом этот институт видоизменился и перестал быть таким важным: уже в СССР стало не очень понятно, на основании чего распределяются блага.

Социолог Серик Бейсембаев считает, что при СССР институт репутации был другим — своеобразным — потому что нормы поведения и этики определялись государством, а не обществом, «за счет которого строится здоровый институт репутации». И в результате в первые десятилетия независимого Казахстана так сложилось, что институт репутации практически не имел значения в обществе: до недавнего времени могло происходить множество скандалов, которые никак не влияли на репутацию компании или отдельного человека.

Зато сейчас, по мнению социологов, институт репутации в Казахстане появляется: его формирует общество. При этом Бейсембаев считает, что государство все равно продолжает навязывать придуманную систему норм, идеологию, и в этом заключается главная проблема, потому что современный институт репутации формируется самими людьми: в этом его смысл. А, по словам социолога Камилы Ковязиной, казахстанское общество пока может «отменить» лишь людей или компании определенного уровня, но не крупные госкомпании или чиновников за какие-то их неблаговидные поступки.

Появление признаков института репутации в Казахстане Бейсембаев объясняет тем, что общество в последние годы сильно изменилось под влиянием соцсетей и в результате включения в мировое информационное пространство. Оно становится частью глобального процесса сдвига и трансформации понятий и норм, где существует новая этика и понятия того, что дискриминация людей по признакам недопустима. По мнению социолога, публичные фигуры в новых условиях особенно должны учитывать запросы и интересы разных социальных слоев.

«Кейс Мухоряпова — это очень показательный пример того, когда публичное лицо не совсем понимает запросы общества, в котором живет», — рассказал Бейсембаев.

Напомним, 20 октября основатель и совладелец холдинга Chocofamily Рамиль Мухоряпов на встрече для бежавших от мобилизации россиян заявил, что использование казахского языка человеком, знающим русский язык, может являться «признаком национализма», который может иметь место «не от большой культуры». Это высказывание незамедлительно вызвало реакцию у казахстанцев. Они призывали Мухоряпова к ответу в соцсетях, удаляли приложения его корпорации, ставили им низкие оценки в магазинах App Store и Google Play. Извинения от Мухоряпова последовали практически сразу: на опубликованном в Instagram видео он стал просить прощения у казахстанцев на казахском языке и рассказал, что в мобильные приложения Chocolife был добавлен казахский язык. 28 октября полиция Алматы возбудила уголовное дело о разжигании розни в отношении Рамиля Мухоряпова. И если пять лет спустя после печально известной рекламы холдинг Chocofamily продолжил работать в обычном режиме и приносить деньги владельцам, то недавние скандальные высказывания Мухоряпова казахстанцы вряд ли забудут скоро.

Отвечать на казахском, зная при этом русский – это не национализм: эксперты о словах Мухоряпова

Однако антрополог Алима Бисенова считает, что то, что случилось с Мухоряповым, вряд ли можно отнести к кэнселлингу, так как «сплошная» культура отмены в Казахстан еще не пришла, и это хорошо: казахстанское общество пока не способно сломать карьеру и жизнь человеку из-за неосторожного высказывания. Бисенова туверен: данные скандалы, говорят о том, что интернет стал не только всеобъемлющим, но и злопамятным. Оскорбительные высказывания, которые раньше оставались незаметными или известными только узкой группе людей, сейчас быстро могут стать достоянием широкой публики и вызвать волну возмущения. И это абсолютно новое явление. По мнению антрополога, это не хорошо и не плохо, это просто такой эффект соцсетей и массмедиа. У людей появилась возможность высказать недовольство и бойкотировать отдельную фигуру или компанию за их оскорбительные действия, и они делают это. Кто-то может назвать такую ситуацию институтом репутации.

Бисенова считает, что высказывание Мухоряпова так негативно срезонировало именно в определенный момент — наплыва релокантов, когда общество еще само не было уверено в том, как оно должно себя вести в этом новом для него взаимодействии и какую казахстанскую идентичность проецировать.

Антрополог считает, что со временем Мухоряпов, пройдя через падение продаж и бойкот, сможет вернуться: люди в какой-то момент все равно его простят. При этом в подобных историях очень важна интенция, намерения человека. Бисенова считает, что Мухоряпов не имел намерения разжечь рознь и навредить обществу.

Социолог Бейсембаев отмечает, что одним из важнейших вопросов, который появился в казахстанском обществе в последнее время, является вопрос казахского языка, который является не просто вопросом отдельной группы людей, а частью идентичности казахстанцев. И происходящее в Украине  казахстанское общество проецирует на себя, потому что независимый Казахстан, как и Украина, тоже вышел из Советского Союза. По мнению Бейсембаева, после начала войны у казахстанцев возникла потребность четче определиться с тем, кем они являются. Именно поэтому высказывания Мухоряпова вызвали такую бурную реакцию казахстанцев в соцсетях.