Почему пустуют склады прорывного проекта в Алматы - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему пустуют склады прорывного проекта в Алматы

Почему пустуют склады прорывного проекта в Алматы

Казахстан с площадью 2,7 миллиона квадратных километров занимает девятое место в мире по своей территории. Тем не менее, порой всего несколько сотен метров инженерных коммуникаций  могут стать причиной серьезного раздора между хозяйствующими субъектами.

  • 24 Июня 2014
  • 3994
Фото - Caravan.kz

Как раз это и случилось в Алматы с продовольственно-логистическим центром «GEGA» (стратегический государственно-частный проект, старт которому дал лично глава государства) и компаниями-соседями, пользующимися поддержкой «Инвестиционного фонда Казахстана».

Летом 2013 года обанкротилась группа компаний «Казахстан Кагазы», после чего ее основной кредитор – Банк развития Казахстана – передал некоторые логистические активы группы (складской комплекс класса «А» и контейнерный терминал) в АО «Инвестиционный Фонд Казахстана» (ИФК). Последний должен был найти для объекта профессиональную управляющую компанию, которая сумела бы руководить этим непростым хозяйством. И желающие участвовать в открытом конкурсе были. В частности компания AILP group (Almaty International Logistic Park) на соседнем участке сумела реанимировать проект, входивший в госпрограмму «30 корпоративных лидеров Казахстана» и возвела продовольственно-логистический центр «GEGA» («Global Ecological Group Almaty»).

«GEGA» – это современный продовольственный логистический комплекс, построенный по международным стандартам класса «А». Ежедневно он способен пропускать более 200 транспортных средств. Центр может обеспечивать хранение и обработку продуктов питания, даже требующих специальных температурных условий. Еще в начале строительства в 2007 году объект вошел в список прорывных проектов правительственной Программы «30 корпоративных лидеров Казахстана», поскольку должен обеспечивать продовольственную безопасность крупнейшего города страны. Но из-за кризиса 2008-2009 годов стройка заморозилась. При содействии городского акимата Алматы, пришедшего на помощь с финансированием (доля государственного участия в проекте 49%), работы здесь возобновились. А сам проект был включен в Карту индустриализации по ГП ФИИР на 2010-2014 гг. Эксперты утверждают, что аналогов комплексу «GEGA» в Центральной Азии нет.

Компания  AILP group, куда входит проект «GEGA», за четыре последних года вывела из кризиса несколько логистических проектов, оздоровив экономику предприятий на сумму более 30 млрд тенге. В том числе, и в рамках государственно-частного партнерства.

В конце декабря 2013 года, ИФК  объявил сбор заявок и ценовых предложений на конкурс, но уже 6 января объявил о «закупке из одного источника» и заключении договора с неизвестной прежде на профессиональном рынке компанией «Актобе Логистик Груп». AILP group попыталась оспорить это решение в суде, но потерпела неудачу.

Впрочем, как выяснилось позже, опытным логистам из AILP group нужно было бояться других вещей.
С момента начала строительства проекта в 2007 году, часть железнодорожных путей, ведущих к складам «GEGA», пролегала по территориям других юридических лиц. В том числе, немного и по участку, отошедшему к избраннику ИФК – «Актобе Логистик Груп», вскоре переименованному в ТОО «ALG company».

Руководство AILP Group несколько лет пыталось договориться с предыдущими соседями об оформлении частного сервитута на часть земельного участка, принадлежащего ранее ТОО «Тамыз и Ка», а с 28 августа 2013 года ТОО «АВЕ Энергетика». При этом ТОО «GEGA» предлагала соседу передать ему на баланс часть построенного железнодорожного пути, платить за прохождение вагонов по этому участку, предоставить взамен равноценный кусок и даже подключить его к своим коммуникациям. Однако сосед этих предложений не принял.

В таких случаях Земельный Кодекс РК предполагает, что суд может обязать собственника предоставить заинтересованным лицам право ограниченного целевого пользования земельным участком. Сервитут (ограниченное право пользования чужим имуществом) может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

При этом обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Однако на деле все случилось иначе. Вместо того, чтобы помочь прийти к консенсусу, Специализированный межрайонный экономический суд г. Алматы, 14 мая 2014 года принял решение о демонтаже подъездного железнодорожного пути, принадлежащего ТОО «GEGA», проходящего по незначительной части земельного участка ТОО «АВЕ Энергетика».

Обоснование: ТОО «GEGA», якобы, не получала согласия у соседа при его строительстве. Это притом, что рельсы были проложены много лет назад, а ТОО «АВЕ Энергетика» вошла в хозяйственные права только в августе прошлого года.

Между тем, очевидно, что нормальная логистика в Казахстане с его огромными территориями, без железнодорожных путей усложняется неимоверно.

"Такие действия со стороны ТОО «АВЕ Энергетика», ТОО «ALG company» и АО «Инвестиционный фонд Казахстана» мы вынуждены расценивать как рейдерство – незаконный захват чужого бизнеса, путем умышленных действий, направленных на парализацию деятельности ПЛЦ «GEGA»", — считает президент AILP group Николай Каширин.