О том, кто приходит в войска из отдаленных аулов, “КАРАВАНУ” рассказал начальник отдела по делам обороны Сарканского района Талгат АЛЬСЕИТОВ.
– Господин подполковник, в советские времена на срочной службе ценились сельские парни, а сейчас?
– Я раньше служил в Талдыкоргане и, наверное, могу утверждать – сейчас особой разницы между горожанами и сельчанами нет. Тяжелого ручного труда в аулах практически не осталось, одеваются так же, как и в Алматы, везде спутниковое телевидение. В одном из сел, в 40 километрах от райцентра Саркан, я видел Wi-Fi! Деревня по комфорту и уровню жизни сегодня приблизилась к городу. Плюс изменились уроки НВП, даже в самых отдаленных аулах ученикам показывают видеоролики о сегодняшних армейских буднях, современном вооружении. Так что нет сейчас разницы между сельской и городской молодежью, исключая, может быть, Алматы.
– Ваши коллеги несколько лет назад мне заявили, что на срочную службу сейчас чуть ли не по конкурсу отбирают…
– Скорее, это тщательное изучение каждого призывника. Беседуем с ними, смотрим бумаги – как учится, чем увлекается. Каждого по своим учетам проверяет полиция, а потом и КНБ. Подробная беседа проводится с родителями.
Выясняем: здоровым ли родился младенец, с нормальным ли весом, во сколько начал ходить? Что представляют собой друзья сына? И даже – и это очень важный момент – страдал ли ребенок энурезом?
Без тщательного отбора никак – армия изменилась. Сегодня это не только строевая подготовка на плацу и стрельбище. На срочной службе нужны специалисты или те, кто готов им стать. Есть права с категориями В и С – мы уже прикидываем, может ли из этого призывника выйти механик-водитель БМП. Два месяца переподготовки – и на гражданке он сможет водить гусеничную технику, а государство получит в резерв готового, прошедшего армейскую практику водителя боевой машины. Если увлечения и знания другие – парень сможет стать оператором-наводчиком той же БМП, а это посложнее, чем управлять ею. Казахстанские призывники все меньше уклоняются от армии — глава Комитета солдатских матерей
Армии нужны специалисты именно военного профиля, сейчас даже повара в больших и малых гарнизонах гражданские, всеми хозяйственными работами занимаются частные фирмы, выигрывающие тендеры.
Солдаты заняты только службой.
– Вопрос от тех, кто еще помнит, как хотела служить молодежь в советское время: хотят ли служить сейчас?
– За городских говорить не буду, а сельские – хотят. В аулах сейчас с работой трудно. Получить какую-нибудь специальность бесплатно – почти невозможно. Военный билет – это зеленый свет во все силовые структуры. Во многих организациях, хоть частных, хоть государственных, – это хороший бонус при устройстве на работу. Плюс контрактная служба. Парень приходит – в институте учусь, но возьму академический отпуск, а вы призовите меня, лучше я сейчас со своим возрастом отслужу, чем потом с молодыми. Уклонистов не припомню.
– Сельские призывники всегда славились здоровьем. Тогда как сельские врачи редко славились профессионализмом…
– Сейчас сменилось поколение – призываются те, кто родился, когда развал Союза уже полностью закончился. У них со здоровьем на порядок лучше. Сейчас в нашем районе 15 процентов призывников получили отсрочку как раз для излечения своих болезней.
“Хроников”, которые призыву не подлежат, – единицы.
Ну а в Талдыкоргане все пройдут контрольную медкомиссию.
– Что бы вы посоветовали призывникам и их родителям?
– Не стоит забывать о физическом развитии – в армии ценится ум, а сила там ценилась и будет цениться всегда.
СПРАВКА “КАРАВАНА”
Призыв “Осень-2018” будет идти до конца декабря. На все вопросы вам ответят по телефонам “горячей линии”: 8 (7172) 72-14-20 и 72-16-06.
АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ