Почему переход на дистанционное обучение расшатал нервы родителям и детям - педагог и психолог - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+3 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему переход на дистанционное обучение расшатал нервы родителям и детям - педагог и психолог

Почему переход на дистанционное обучение расшатал нервы родителям и детям - педагог и психолог

Только сейчас родители поняли, как тяжело работать учителем

  • 1 Июля 2020
  • 1054
Фото - Caravan.kz

Почему переход на дистанционное обучение расшатал нервы родителям и детям? Об этом в интервью с педагогом и психологом Айгуль БАЙЖАНОВОЙ.

Внедренная в связи с пандемией дистанционка выявила не только технические проблемы в виде сбоев во время массовых занятий в Интернете. “Сбои” произошли и в психологическом настрое многих родителей, которые срывались на детей и педагогов, потому что не могли справиться с ролью домашнего наставника. “В школу побегу вприпрыжечку”, – говорит ребенок из шутливого видео, которых в связи с новой формой обучения появилось в Сети множество. Сами дети тоже продемонстрировали, что в психологическом плане у них не всё в порядке.

– Это пробелы в воспитании или такова общая тенденция в развитии современных детей?

– Дело в том, что в нынешней школьной программе мало заданий на самостоятельность и развитие критического мышления. Дети привыкают, что получают знания в готовом виде. Я бы не сказала, что у современных детей нет самостоятельности, ведь они могут без посторонней помощи овладеть навыками работы с сотовыми телефонами и гаджетами. Несамостоятельность новое поколение проявляет именно в добывании знаний. Зачастую причина – в гиперопеке в этом вопросе со стороны родителей. Кроме того, многие родители были не в курсе, как идет процесс обучения, и недо­оценивали то, сколько вкладывается в ребенка в школе, чтобы он пришел с уже готовыми знаниями.

– Еще один негативный момент, который “всплыл” в результате надомной учебы школьников, – это трудности во взаимоотношениях детей и их родителей. Многие взрослые оказались неспособны наладить контакт с собственным чадом и проявить терпение. Почему так происходит?

– Причина в том, что современные родители больше заняты зарабатыванием денег и карьерой. Обязанности по воспитанию они переложили на репетиторов и педагогов. Сейчас наблюдается такая тенденция: родители стараются занять детей кружками, лишь бы они поменьше были дома. И теперь, когда все кружки закрылись и дети вынуждены быть дома, родители столкнулись с необходимостью делать то, что, по сути, является их обязанностью. То есть заниматься воспитанием. Поэтому я не считаю это трудностью во взаимоотношениях. Это оказалось стрессовой ситуацией для взрослых: постоянно быть с детьми и чувствовать ответственность за их развитие, а не перекладывать эту ответственность на других.

– Правда, нет худа без добра: после того, как родители сами попробовали себя в роли учителей, к труду педагога отношение изменилось. А вообще, какие взаимоотношения должны быть у детей и учителя и как родители должны настраивать своих детей в этом плане?

– Родители только сейчас увидели, насколько педагоги терпеливы. Они по нескольку раз отправляют задания, вынуждены постоянно сидеть в чатах и объяснять. Многие, наконец, увидели этот объем работы и оценили труд. Но есть категория родителей, которая высказывает лишь недовольство и жалобы. Например, что учителя много требуют. То есть некоторые родители поощряют лень в своих детях, безответственность. Есть и такая тенденция. Хотя родителям и учителям нужно стать друзьями и помочь ребенку. Никто не виноват, что ввели карантин, что появился вирус. Нужно просто извлечь уроки.  Отцы и дети в Казахстане: кто умнее?

– Какие еще проблемы современных детей, по вашему мнению, выявил переход на дистанционное обучение?

– У самих детей появилась тяга поменьше бывать дома. Это звоночек, который говорит о том, что ребенку некомфортно в кругу семьи. Также стала явной проблема, что у детей нет интересов помимо учебы. Родители не продумали и не научили их проводить свой досуг. У каждого ребенка, помимо образовательных кружков, должно быть хобби. В результате дети не могут организовать свой досуг, считают, что кто-то должен их развлечь и заинтересовать. Кто-то другой, но не они сами. Не лучшую роль здесь играет и гиперопека, желание некоторых родителей делать всё за детей, всем их обеспечить, но не задумываться о развитии и психологическом состоянии ребенка.

– Какие бы рекомендации вы дали родителям по взаимоотношениям с детьми и по дистанционному обучению? Особенно с учетом, что эта форма учебы обретает популярность.

– Надо не бояться нового, нужно идти в ногу со временем, приучая к этому детей. С пользой применять то, что мы получили во время карантина. Это умение находить какие-то новые контакты и ресурсы, больше времени проводить с детьми, а не пытаться от них избавиться. Изучать вместе что-то, например, языки. Надо, чтобы родители задумались и начали больше разговаривать с детьми. Стали понимать их чувства, интересы, потребности. Главная рекомендация: проявлять любовь, внимание к детям. Но это должно быть не гипертрофированное внимание, не чувство вины, что что-то недодали, а безусловная любовь. Ребенок это будет чувствовать и будет спокоен. А при нынешней ситуации с пандемией главное – это спокойствие, которое передается от родителей к детям. Создавайте детям дома комфортные условия и любите их.

АКТОБЕ