Почему нельзя игнорировать детские страхи - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему нельзя игнорировать детские страхи

Почему нельзя игнорировать детские страхи

Психолог – специалист в области арт-терапии Лена СМОЛЬЯНИНОВА – рассказала “КАРАВАНУ”, какие страхи одолевают современных детей. Почему нельзя смеяться над монстрами из шкафа и чем запугивание малышей в воспитательных целях в будущем может аукнуться родителям.

  • 20 Марта 2018
  • 3154
Фото - Caravan.kz

Под кроватью – бабайка

– Как понять, что ребенок действительно чего-то боится?

– Если дети говорят, что они боятся какого-то предмета, события, – это их реальный страх, реальная эмоция, устоявшееся чувство, которое к ним приходит. Дети не знают мир, и поэтому большинство каких-то новых событий, явлений, мест, людей, голосов, звуков они воспринимают, как страшные и непонятные. Все сильно зависит от ситуации в семье, личности родителей, как они на это реагируют. Чем благополучнее обстановка в семье, чем психически устойчивее родители, чем больше они подсказывают ребенку, как страхи проживать, и объясняют, что с ними происходит, тем спокойнее ребенок реагирует.

У детей богатая фантазия – вымышленный внутренний мир, в котором много героев.

Им кажется, что в дереве живет эльф, под кроватью – бабайка, это все реально для них. У них еще нет опыта, чтобы факты внешнего мира отделять от своих внутренних образов. Именно поэтому дети дошкольного возраста могут демонстрировать так много страхов. Даже персонажи, которые нам кажутся вымышленными, – часть их внутреннего мира, и дети их боятся на самом деле. Другое дело, порой за этими страхами может стоять другая мотивация, например, бывает, что ребенок говорит, что ему страшно оставаться одному в доме.

На самом деле он хочет получить любовь родителей и сигнализирует: побудьте со мной, мне одиноко одному, мне вас не хватает.

Бывает, дети боятся самого чувства страха. Однажды, сильно испугавшись, они боятся напугаться снова. Потому что у страха очень сильные физические проявления – начинает биться сердце, трясутся руки, выделяется адреналин. Это довольно неприятные ощущения. Это так называемый страх страха. И большинство страхов у дошкольников шести лет сводится к боязни умереть или получить какую-то тяжелую физическую травму. Например, дети могут отказываться идти в сад, потому что там насекомое, якобы “оно может укусить, я попаду в больницу, меня не полечат, и я умру”. Если у ребенка был опыт переживания потери какого-нибудь родственника, он уже может понимать, что жизнь окончена.

Лена СМОЛЬЯНИНОВА Лена СМОЛЬЯНИНОВА

– Как отличить реальные страхи от воображаемых, когда нужно бить тревогу?

– На самом деле дети могут с одинаковой интенсивностью реагировать на свои и воображаемые, и реальные страхи. То есть воображаемые монстры, чудовища, события, которые с детьми никогда не случались и не случатся, так же сильно травмируют ребенка, как и реальные ситуации, которые уже происходили. Например, ребенка укусила собака, и он теперь не может общаться с этими животными. Или обидел мальчишка из соседнего класса – он не хочет больше ходить в школу. Кошмары из фильмов или компьютерных игр, с которыми ребенок встречался, одинаково сильно разрушают психику, если они затягиваются на долгое время. Как не надо разговаривать с детьми

Что могут сделать родители в этом случае – с уважением и серьезностью отнестись к тому, что с ребенком происходит. Говорить о страхе, не обесценивая его. Когда ребенок приходит и говорит, что на него нападет чудовище из шкафа, – лучше расспросить подробнее, где он его раньше видел, выразить понимание, говорить с ребенком про его страх и что он имеет на него право, тогда ребенок почувствует себя в безопасности.

Этот страх надо изучить и научить справляться с ним. А дома среда должна быть максимально безопасной.

Помимо того что страхи бывают возрастные или полученные в результате травматической ситуации, бывают они приобретенными из семейной системы. Если кому-то в семье свойственна повышенная опека ребенка, связанная с тревожностью, например, мама боится, что с ним что-то случится, что он простудится, если в целом считает, что мир вокруг небезопасный, и говорит об этом ребенку, транслируя свою тревогу, то, скорее всего, и ребенок будет тревожным.

Дети боятся… одиночества

– Уместно ли запугивать в воспитательных и прочих целях, например, “не ходи туда-то, тебя злой дядька украдет”?

– Нет, неуместно. Родителям стоит предупреждать об опасностях иногда очень жестко: в тех ситуациях, если может возникнуть угроза жизни ребенку, нужно быть очень категоричными и строгими, пояснять, что “такого делать нельзя”.

Ребенка надо предупреждать спокойно о рисках, знакомить с окружающим миром, в том числе с его опасной частью, можно читать сказки, где ребенок встречается с испытаниями и выходит победителем, можно читать сказки о смерти, чтобы эта тема для него не была табуированной. Это та адекватная часть формирования психики ребенка, которая родителям под силу и которая должна быть.

А вот запугивать его в воспитательных целях, манипулировать тем, что “если ты будешь плохим ребенком, я отдам тебя в детдом”, “если будешь гулять, где попало, тебя заберет тот дяденька”, “веди себя хорошо или доктор сделает тебе укол”, “если не будешь есть ужин – будешь стоять в подъезде”, – это такие фразы, которые на самом деле работают. Дети начинают по-настоящему бояться.

Но у таких фраз есть последствия.

Для ребенка это очень большая трагедия, когда самый безопасный человек, то есть мама, становится небезопасным объектом, источает угрозу. И это очень большой стресс.

Как следствие – у него возникает недоверие к матери, и в подростковом возрасте это может превратиться в настоящий бунт, а еще в устойчивые фобии во взрослом возрасте. В результате этого недоверия ребенок учится манипулировать сам, сначала родителями. Ребенок, с которым коммуникации были построены таким образом, через несколько лет может сказать: “Если вы не купите одежду, как у моей подруги, я уйду из дома”, запугивание станет двусторонним по мере того, как он будет взрослеть.

– Так чего боятся современные дети, есть ли фобии, присущие нашему времени?

– Для того чтобы это выявить, нам нужно проводить психологические исследования с детьми разного возраста, социального статуса, и тогда может быть виден какой-то срез. Я могу просто сказать, с чем приходят родители современных детей.

Дети очень боятся ситуации неуспеха – то есть получить плохую оценку.

Что у них что-то не получится, боятся начинать новое дело, потерпеть неудачу, это связано со страхом неодобрения, потерять лицо перед детским коллективом, расстроить родителей, например: “Если я расстрою маму, она уйдет или будет сильно ругать меня”. К чему ведет развод родителей?

Дети боятся одиночества, такое есть. Сейчас взрослым людям приходится много работать, дети предоставлены самим себе – они проводят время в школе, с репетиторами, во дворе, но порой случается, что ребенок остается наедине с планшетом или компьютерной игрой.

Из-за этого у него создается виртуальное “я”, которое проживает ту реальность игры, в которую он погружается.

И если ребенок не разговаривает с родителями о том, что происходит с ним, он может потерять связь с реальностью и начать бояться ситуаций, возникающих в игре. Бояться, что какие-то персонажи появятся в реальной жизни, что ночью к нему придут, убьют или заберут их. И, наверное, самый распространенный страх – быть лишенным гаджетов, что заберут компьютер или планшет, это тот способ наказания, которым родители часто пользуются.

АЛМАТЫ