Страшная трагедия произошла морозным утром 18 января на 1068-м километре автодороги Самара – Шымкент. Огонь, охвативший пассажирский автобус, за какие-то 10 минут унес жизни 52 молодых мужчин. Старшему из них было чуть больше сорока, младшему – 19… Все погибшие – граждане Узбекистана, выехавшие днем ранее из п. Сарыагаш Туркестанской области на заработки в Казань (РФ).
Ничто не предвещало беды
Ранним утром 17 января автобус с 57 пассажирами выехал в рейс. Путь предстоял неблизкий и сложный, но люди были готовы к этому испытанию. В салоне не работала печка, а спустя сутки "Setra" и вовсе заглохла.
Водители не стали обращаться за помощью в экстренные службы и, не приняв необходимых мер безопасности, стали обогревать салон с помощью… зажженной паяльной лампы.
По чьей-то неосторожности разлился бензин и начался пожар. Огонь охватил салон за считаные секунды. Успели выскочить лишь пятеро, трое из них – водители. От автобуса осталась лишь груда металла, останки сгоревших собирали несколько дней. Сгорели заживо. Арест
В Казахстане создали правительственную комиссию для установления причин трагедии и для оказания помощи пострадавшим и членам семей погибших.
Стоит ли говорить, что происшедшее обнажило несколько серьезных проблем, одна из которых заключалась в том, что по нашим дорогам колесит технически неисправный транспорт.
Во всех регионах начались проверки.
Позже стало известно, что в перечне регулярных маршрутов владелец сгоревшего автобуса 1989 года выпуска не значился и лицензию на нерегулярные пассажирские перевозки не получал. Обязательный технический осмотр транспорт прошел “всего” три года назад и длительный период считался неисправным. Как такую машину могли выпустить в международный рейс по маршруту протяженностью несколько тысяч километров, так и остается загадкой. Владелец его Ордухан Мехтиев после происшедшего сразу же подался в бега.
Суд да дело
Суд стартовал в июле и проходил на государственном языке. Представители потерпевших – многочисленные родственники, потерявшие в том ужасном пожаре сыновей, братьев и мужей, – участвовали в процессе посредством видеосвязи из суда Сарыагашского района Туркестанской области.
На скамье подсудимых оказались трое выживших водителей: Максат Пернебеков, Нуржан Кыргызбаев и Барат Танатов. Они были водворены в следственный изолятор 24 января.
Шоферов, один из которых сел за руль неисправного автобуса, будучи лишенным водительских прав на три года, обвинили в нарушении требований пожарной безопасности и правил эксплуатации транспортных средств, повлекшем смерть двух и более лиц.
Кроме них на скамью подсудимых за подделку документов и невыполнение обязательств угодили учредитель транспортной компании “Азия транзит сервис” Нурлыбек Тилепбаев, а также механик Бахадур Пердебаев, с легкой руки которого неисправный автобус был выпущен в роковой рейс. “Я думаю, что ребят где-то прячут”: Родные сгоревших этой зимой в пассажирском автобусе не верят в их смерть
Государственный обвинитель просил для них по 7 лет колонии , потерпевшая сторона настаивала на самом суровом наказании и возмещении им материального и морального ущерба в размере 150 миллионов тенге за каждого погибшего.
5 лет каждому
Судебный процесс шел в течение трех месяцев. Подсудимые своей вины так и не признали.
“Кыргызбаеву, Пернебекову, Танатову назначить по 5 лет лишения свободы. В течение 7 лет они не могут работать в сфере перевозок. Местом отбывания наказания определить колонию-поселение. Механику ТОО “Азия транзит сервис” Бахадуру Пердебаеву и директору компании Нурлыбеку Тилепбаеву назначить по 3,5 года лишения свободы и взять под стражу в зале суда. Тилепбаев не может руководить компаниями, оказывающими услуги по перевозкам в течение 5 лет”, – озвучил решение судья Иргизского районного суда Серик Махамбетов.
Также по решению суда подсудимым предстоит выплатить родным 43 погибших по 2 миллиона тенге морального ущерба – 86 миллионов тенге на пятерых. Остальные отказались от возмещения морального ущерба.
Осужденные с приговором не согласились. Решение суда вызвало возмущение и у родных погибших. Услышав вынесенный вердикт, они начали громко плакать и кричать.
Не виноватые мы
– Если бы водители приняли вовремя все необходимые меры, пожара бы не было. Когда в автобусе замерзла солярка и люди начали мерзнуть, им нужно было вызвать чеэсников или на попутных машинах отправить пассажиров в ближайший поселок. Вместо этого Кыргызбаев занес в салон, где и без того негде было развернуться, паяльную лампу. Это его вина.
После гибели моего младшего брата моя мать умерла от горя. Я остался совсем один.
Я требую возместить мне компенсацию за моральный вред в полном размере, – говорит потерпевший Мухаммед Ташматов. Как могли сгореть заживо 52 человека?
– Где же справедливость? В чем моя вина, если паяльную лампу толкнул Исаков (пассажир). Почему мы должны страдать, если пожар спровоцировали пассажиры? Кто будет кормить наши семьи? – услышав приговор, не сдержал своих эмоций Максат Пернебеков.
Адвокаты механика и учредителя транспортной компании намерены обжаловать приговор. По их словам, автобус был в рабочем состоянии, когда его выпускали в рейс, и все свои обязанности они выполнили.
– Наши подзащитные невиновны в гибели 52 граждан Узбекистана: механик выполнил свои обязанности полностью. Пожар возник в результате несоблюдения пожарной безопасности водителями. Тилепбаев вообще не имеет отношения к гибели пассажиров, – сообщил их адвокат Егемкул Жунисов.
АКТОБЕ