Духовное управление мусульман России вынесло постановление о запрете мусульманам вступать в межконфессиональные браки. В ДУМ считают, что счастливая семья может быть построена только на схожем мнении супругов относительно религии и духовности. Эксперты в свою очередь отмечают, что такой запрет распространяется не на всех российских мусульман.
"Совет улемов постановил: межконфессиональные браки, в частности с представительницами людей Писания, на территории России недопустимы", — отмечается в заключении.
В РПЦ выразили мнение, что стоит подобную практику применить и в православии. Свою заинтересованность этой идеей высказал протоиерей Андрей Ткачев.
"Сейчас мы стали мягковатыми, как растаявшее мороженое. Возможно, нам тоже с брачным вопросом следует так же поступить, вернуться к строгости и твердости. Почему бы нет? По крайней мере, над этим стоит подумать", — сказал служитель РПЦ.
Что об этом говорится в Коране? Существует ли запрет для мусульман на вступление в брак с мужчиной/женщиной другой религии? Как к этому следует относиться с праведной и духовной точки зрения? И насколько этот вопрос актуален в Казахстане на данный момент времени? Об этом корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с отечественным экспертом, главным имамом города Жезкента (Восточно-Казахстанская область) Рамилем Рахимбаевым.
— Согласно Корану, как такового, строгого запрета нет. Мусульманин может жениться на девушке другого вероисповедания, даже если она не принимает ислам, — отметил наш собеседник. — Но вопрос стоит в другом: может ли мусульманка выйти замуж за немусульманина? Эта тема стоит более остро.
Пожалуй, одним из основных доводов о недопустимости брака мусульманки с немусульманином является то, что по природе взаимоотношений мужчина, как правило, главенствует над женщиной. Жена следует или старается следовать мужу во всем. И если муж — немусульманин, то жене-мусульманке со временем придется отказываться от своих религиозных устоев, ценностей. И в воспитании детей акценты также расставляет именно муж.
Рано или поздно людям приходится возвращаться к истокам своей религии, к тем или иным обычаям и традициям, и в моей практике были подобные случаи. Мусульманка вышла замуж за мужчину немусульманина. Детей крестили. Они воспитывались в основном в русской культуре. Когда женщина умерла и вопрос коснулся захоронения, родные решили провести ее похороны по-христиански. Хотя она не была крещеной и никогда не исповедовала православие. Смешанные браки часто влияют на такого рода вопросы.
— Насколько актуально или даже остро данный вопрос стоит в казахстанском обществе (учитывая то, что у нас союзы между людьми различных национальностей и религий довольно частое явление)? И каких позиций в этом отношении придерживается Духовное управление мусульман Казахстана?
— Я бы не сказал, что данная тема в Казахстане стоит крайне остро. Все-таки нельзя не учитывать 70 лет советского строя и тот факт, что Казахстан является светским государством, где проживает множество различных национальностей. Что касается позиций ДУМКа, я предполагаю, что в отношении этого вопроса они (позиции. — Прим. ред.) на данный момент до конца не сформированы. К тому же сейчас не такая уж редкость, когда молодой человек принимает не совсем характерную для своей национальности религию.
— Как вы думаете, насколько сложно построить отношения, завести семью и достигнуть взаимопонимания, если мужчина и женщина придерживаются разных вероисповеданий? Или же здесь все зависит от конкретных обстоятельств? Возможно, в этом отношении будет полезен какой-либо совет?
— Если человек вырос в духовной и религиозной семье, этот вопрос будет стоять ребром. Возможно, по молодости это не так заметно — одолевают чувства, привычки и прочее. Но когда человек достигает более зрелого возраста, то многие моменты дают о себе знать: какой религии будут придерживаться дети, тонкости менталитета, существующие веками обычаи, тот же вопрос о захоронении и многое другое. Поэтому я не думаю, что отношения между людьми выстроить сложно. Сложности могут возникнуть в дальнейшем, в других проявлениях.
Это очень тонкая материя. На этот лед нужно наступать очень осторожно. Как говорится: "Не бывает плохих наций – бывают плохие люди".
Кроме того, есть определенные моменты, которые нужно передать будущему поколению. Каждый народ уникален по-своему, богат своими обычаями, и немаловажен в этом же отношении вопрос сохранения языка. Сейчас мы очень хорошо говорим на русском, но при этом не все так же хорошо владеют родным языком. Это вопрос каждой семьи, в частности. Нужно ценить и сохранять свои обычаи, свой язык, свою религию. Нужно обращать внимание на духовность человека. Как бы ее ни избегали, как бы от нее ни уходили, рано или поздно к этому придется возвращаться.