О том, почему мода больше нетребовательна и как по внешнему виду считывать интеллект человека, – в материале “КАРАВАНА”.
Дизайн для Лааль – не сиюминутный интерес, в нем вся ее жизнь. “При всей широте сфер интересов – от истории до квантовой физики, каждое мое увлечение сводится к переработке информации в дизайн”, – комментирует она. Девушка окончила колледж Казахской национальной академии искусств им. Жургенова с красным дипломом. В 16 лет стала победительницей международного конкурса молодых дизайнеров “New Generation Open Way”, будучи самой младшей участницей, затем участвовала в показах Казахстанской недели моды, а также на открытии выставки “Central Asian Fashion”.
В своих работах модельер использует только натуральные ткани, так как, по ее мнению, они “сохраняют качество кожи человека”, и часто повторяет, что “одежда – это доспехи”, поэтому хочет, чтобы люди чувствовали себя уверенными и защищенными в ней.
В наше время, когда молодое поколение казахстанцев мечтает о новом телефоне или машине, 19-летняя Лааль стремится получить качественное образование. “Мне это жизненно необходимо”, – добавляет она. Ведь, чтобы достичь какой-то величины в своем деле, нужно как раз образование. Девушка самостоятельно поступила в University of Gloucestershire в Великобритании, минуя первый год. Сейчас она обратилась за поддержкой к казахстанцам – Лааль собирает средства на оплату обучения и покрытие суммы, которую запрашивает миграционная служба.
“Самым красивым в одежде являются люди”
– Слышала, что вы начинали с пошива нарядов для кукол. Задумывались тогда, что однажды начнете одевать людей? Кстати, можно ли на этом зарабатывать?
– Я знала, что буду одевать людей уже с 2 лет. На самом деле, это очень помогло разобраться с тем, как конструирование и пошив одежды устроены, в какой последовательности работать, чтобы упростить себе задачу. В то время, когда я начала на этом зарабатывать, мне было 12 лет. На тот момент я могла позволить себе одеваться самостоятельно, и по меркам ребенка это уже было пределом финансовой независимости. Есть кукольники, которые обеспечивали себя этим, но они превращали пошив в полноценную 12-часовую ежедневную работу. Иногда больше.
– Сколько полноценных коллекций вы уже создали? Немного расскажите о них. Чем и кем вдохновлялись?
– Я создала 3 полноценные коллекции, 2 конкурсных и 2 дипломных костюма. Я думаю, что каждая моя коллекция является продолжением предыдущей, так как все они имеют под собой историческую основу. Меня всегда вдохновляла мировая художественная культура, будь то народные костюмы, архитектура, военная форма или живопись.
– Что вы испытываете, когда видите свои дизайнерские вещи?
– Самым красивым в одежде являются люди, носящие ее. Меня очень радует, когда композиция завершается человеком в одежде, которую я создаю.
– Как вас, совсем юную, принял мир высокой моды?
– Если вы говорите про Казахстанскую неделю моды, меня очень тепло приняли в коллектив, и аудитория очень здорово восприняла мои коллекции.
– У вас были приглашения на Неделю моды в Париж, Лондон, Ванкувер. Вы сможете в них поучаствовать после завершения пандемии?
– После завершения я рассчитываю уехать учиться в Великобританию, а художественные вузы там поощряют студентов, выдвигают лучших к участию в показах. Это будет великолепная возможность.
Индустрия моды уже оправилась
– За время пандемии люди отказались от luxury-товаров и где-то разучились, например, ходить в кинотеатры. Что касается вашей сферы, что изменилось за последний год?
– Все очень трагедизируют то, как “всё безвозвратно изменилось”. Ничего не изменилось. В следующем году все смирятся с тем, что попытки спрятаться в стерильный кокон только препятствуют выработке иммунитета. Предприятия снова работают, модные дома устраивают показы, продажи в магазинах одежды всё еще происходят. Всё встанет на места, и много времени не потребуется, потому что люди всегда будут одеваться. Индустрия моды оправится. Уже оправилась.
– В нашем обществе людей принято встречать по одежке, хотя известно, что внешний вид человека часто обманчив. Говорит ли это о том, что казахстанцы слишком заточены на внешних “спецэффектах”, будь то одежда или другие статусные вещи?
– Внешний вид не обманывает. Стильный человек едва ли окажется обделенным интеллектом. Невозможно выработать вкус, не будучи при этом образованным. Что касается “спецэффектов”, они могут выглядеть хорошо, и это будет показателем. Людей всегда встречали по одежке и провожали по уму, поэтому первое – способ самовыражения, без слов рассказать о себе. Я рада, что у нас большое внимание уделяют внешнему виду.
– Доступны ли ваши дизайнерские вещи для среднестатистического жителя нашей страны?
– Сейчас даже на барахолке хорошие пуховики стоят 100 тысяч тенге и выше. Конечно, студенты или вчерашние выпускники не смогут пока что позволить себе дизайнерскую одежду. Вопрос немного в другом, всё же мои вещи – концептуальны. Они могут не вязаться с образом жизни, самоощущением каждого казахстанца. Собственно, это и определяет художественную ценность дизайнерской одежды.
– Вам импонирует то, как одевается большинство людей в наших мегаполисах?
– Сейчас в мире моды взят курс на самовыражение, мода больше нетребовательна, люди могут одеваться так, как им нравится. Это правильно, опять же, сейчас стиль превращается в язык общения. Я часто встречаю интересно одетых людей.
– Как вы сами предпочитаете одеваться? Покупаете что-то в масс-маркете, на барахолке, в секонд-хендах?
– Всё сразу. Пока что предпочитаю одеваться в то, что однозначно не повредится от моей работы и моих передвижений.
Образование мечты
– Почему вы мечтаете о получении именно британского образования?
– Я и историк, и художник. Многие модельеры работают с растительными образами, стилизацией животных и т. д., но мои любимые дизайнеры – МакКуин, Вествуд, Лагерфельд, работали с историческими и культурными течениями. Первые двое учились в Великобритании, последний отмечал английскую экспансию в индустрии. К тому же в Великобритании особая система образования, признанная во всем мире. Лучше, чем там, меня не научат нигде. Они выдерживают идеальный баланс коммерции и искусства. Британские институты дизайна одежды признаны лучшими в мире.
– Вы рассматривали варианты подачи на стипендию “Болашак” или получения кредита в банке на образование?
– “Болашак” требует залог в качестве дома родителей. Я не могу поставить под удар свою семью, маму и младшего брата. Моя мама – педагог, а, как известно, они у нас не очень много получают.
Но то, что не под силу одному человеку, осуществимо для большого количества людей. Потому что, если сделать тысячу взносов по 13 тысяч, будет 13 миллионов. Соответственно, 2 тысячи взносов по 5–6 тысяч. 13 миллионов для большой команды не кажутся невозможными.
Кроме того, по условиям "Болашака" я должна буду вернуться и отработать эти деньги, но у нас практически отсутствует моя отрасль промышленности. Быть дизайнером в Казахстане и не иметь возможности написать “Сделано в Казахстане”? Ткани и фурнитуру мы не производим, технику для пошива – тоже. На моих этикетках написано “Сделано на планете Земля”.
Моя мама – дизайнер по текстилю. Она чуть ли не контрабандой провозит шелк из Узбекистана, шерсть – из России, хлопок – из Китая. Я очень требовательна к качеству одежды, которую изготавливаю, но здесь удовлетворять этот уровень невозможно, поэтому все материалы привозятся из других стран. И я не смогу повлиять на это, пока не стану по-настоящему величиной, пока у меня не появится достаточно ресурсов, включая финансовых. А их невозможно получить, если работаешь в сфере легкой промышленности там, где ее не поддерживают на государственном уровне.
– Расскажите, над какими идеями, проектами сейчас работаете?
– Сейчас мы расширяем список подарков в благодарность за вклады в качестве вознаграждений за взносы в мой краудфандинговый фонд. Я делаю открытки к праздникам, которые можно подарить своим близким, а также пишу портреты на заказ, рисовала звезд кино. На самом деле, список благодарностей за вклады довольно широкий, в него даже входит полная разработка униформы для тех организаций, которые делают значительные взносы. Ими могут быть кто угодно: банки, медицинские учреждения, школы, университеты, клининговые службы, даже казино.
***
Помочь талантливому дизайнеру приблизиться к заветной мечте можно на краудфандинговой платформе start-time.kz, в знак благодарности за взнос девушка подарит что-нибудь на память. Хочется, чтобы у нее всё получилось. Ведь это так важно в молодости.
АЛМАТЫ