Почему мне не "зеленый"? - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
+13 °C
Алматы
2024 Год
5 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему мне не "зеленый"?

Почему мне не "зеленый"?

Светофоры в Алматы уже давно не просто бездушные переключатели трех светов, но мини-компьютеры, работающие в нескольких режимах.

  • 4 Февраля 2010
  • 2286
Фото - Caravan.kz

Многими из них можно управлять с центрального пульта, и все — вручную переключать в режим желтого мигания. Однако меньше пробки от работы «умных» светофоров не становятся… Почему?
Специалисты давно нашли ответ на этот вопрос: Алматы просто не рассчитан на то количество машин, что ездит сейчас по его улицам. То есть кардинального решения «пробочной» проблемы не существует. Однако уже в 70-х годах прошлого века городские власти решили, что светофоры не должны мигать просто так. В 1976 в Алма-Ате заработала автоматическая система управления «Город», тогда к ней были подключены 27 перекрестков. На центральных улицах действовала «зеленая волна». Ну а сейчас?
А сейчас не удивляйтесь и не злитесь, если красный вам горит «уже полчаса». Это не неполадки со светофором, так частенько бывает, если вы с маленькой улочки выезжаете на проспект. В «часы пик» на центральных улицах зеленый свет горит в одну сторону, к примеру, минуту, а в противоположную — гораздо меньше. Вечером приоритет получает противоположное направление. Сделано это для удобства тех, кто утром едет на работу в центр, а вечером — обратно. Ночью светофоры в Алматы переключаются в следующий режим работы, и не скопом, а в зависимости от места, где находятся. И таких режимов работы для каждого светофора существует 6-8.
Ночное «желтое мигание» в Алматы — в прошлом. По мнению дорожных полицейских, на большинстве улиц южной столицы движение ночью ненамного отличается от плотных дневных потоков. И когда по ночам именно на перекрестках стало все больше случаться тяжелых аварий, «вольный» ночной режим отменили по всему городу.
А вот «зеленая волна», вопреки убеждениям скептиков, что она невозможна при такой плотности движения, осталась. Она действует на улицах Желтоксан, Абылай хана, Наурызбай батыра, Фурманова, Достык. Действует, правда, не в классическом понимании — держи определенную скорость и лети без единой остановки, потому что тебе всегда обязательно будет зеленый. Ныне определенной скорости нет, поэтому остается держаться в потоке и радоваться тому, что едешь по улице, на которой светофоры настроены на приоритетный пропуск транспорта, причем в зависимости от времени суток. То есть доедешь все равно быстрее, чем по параллельной улице…
— Достижения современных технологий ломает человеческий фактор, — говорит заместитель главного инженера ТОО «СМЭУ Алматы» Сергей Беззаботин. — К примеру, у нас во многих местах правый ряд занят под парковку. А на улицах с односторонним движением парковаться могут и в два ряда! Естественно, снижается и скорость движения, и пропускная способность. Сплошь и рядом у нас заезжают на занятые перекрестки — и движение вообще останавливается. Какая уж тут «зеленая волна»!
— Сергей, еще несколько лет назад в «часы пик» водители со стажем старались избегать центральных улиц и добирались до цели по маленьким параллельным улочкам — хоть и в объезд, но быстрее получалось из-за практически полного отсутствия пробок. Есть мнение, что сейчас ситуация изменилась с точностью до наоборот.
— Да, сейчас в большинстве случаев в «часы пик» лучше ехать по городским магистралям. Автомобилей там, конечно же, гораздо больше, чем на второстепенных улицах, но зато и регулировщики и светофоры дают ощутимый приоритет тем, кто двигается в наиболее загруженном направлении.
«Ручные» светофоры
Перекрестков, светофорами которых можно управлять, не выходя из здания Управления дорожной полиции — 137. Пульт управления — это большой кабинет, где стоит советского вида аппаратура и несколько весьма стареньких компьютеров. Сергей Беззаботин нажимает несколько клавиш — и на мониторе вспыхивает изображение: несколько пересекающихся линий. Этот рисунок — перекресток Достык — Казыбек би. Я ничего не могу понять, и специалист объясняет, что сейчас по проспекту Достык горит зеленый.
— И прямо отсюда Вы можете поменять сигнал светофора?
— Именно отсюда это и делается. Смотрите, — Сергей нажимает пару клавиш. — Вот сейчас я этот перекресток перевел на желтое мигание. Видите — пошел отсчет времени работы этого сигнала.
— Вот сейчас кто-то там стоит и матерится…
— Поэтому мы вмешиваемся в работу светофоров, только когда это действительно очень нужно. Прямо сейчас переключить светофоры в прежний режим нельзя — водители растеряются от такой смены сигналов. Поэтому подождем еще чуть-чуть и вернем перекресток в предыдущий режим.
Централизованное управление светофорами применяется для «разгребания» локальных пробок и создания «зеленой улицы» для пропуска кортежей высокопоставленных лиц. В последнем случае светофоры переключаются постепенно, по мере продвижения колонны по городу. Это несравненно удобнее, чем выставлять на маршруты регулировщиков.
Сейчас АСУ «Город» модернизируется, постепенно устанавливается новое оборудование производства Белоруссии. Делается это не потому, что мы должны непременно соответствовать каким-то стандартам, а потому что на старом работать уже практически невозможно. Трудно сказать, отразится ли современное оборудование на дорожном движении так, чтобы это заметили и оценили водители — «пробочную» проблему не решить только лишь «умными» светофорами. И дело, к нашему стыду, не только в ширине улиц.
— К нам приезжали специалисты из городов СНГ и дальнего зарубежья, и они были едины во мнении: в первую очередь нужно воспитывать гражданское самосознание, — рассказывает Сергей Беззаботин. — Испанцы говорили: мы можем вам поставить ультрасовременное оборудование, но толку от него не будет, пока ваши водители не начнут соблюдать правила. У них ведь никому и в голову не придет заехать на занятый перекресток, тогда как у нас это делается сплошь и рядом.
К тотальному наплевательству на правила дорожного движения можно прибавить еще и нашу воспетую в анекдотах «смекалку». Есть на окраине Алматы перекресток, на котором, чтобы не ждать зеленого, находчивые водители собственноручно переключают светофор на желтое мигание. То есть подъехал, притормозил, тумблером, который имеется на всех светофорах, щелкнул — и поехал поток машин на желтый.
А пешеходам остается стоять и ждать, когда в автомобильной колонне с двух сторон образуется просвет…

Ян Отлавский, специально для Караван.kz