Наблюдается своеобразная – если не тенденция – то некая эпизодичность точно, когда всемирно известный казахстанский исполнитель Димаш Кудайберген подвергается критике на Родине со стороны исполнителей, музыкантов и педагогов старой школы. Последний подобный случай – негодование основателя культовой казахстанской группы «Дос Мукасан» Мурата Кусаинова по поводу того, что Димашу присвоили звание заслуженного деятеля Казахстана.
Помимо этого все мы помним историю с высказыванием Багым Мухитденовой о том, что «необязательно показывать свои вокальные данные все время», и Рината Заитова с его замечанием о «писклявом женском голосе».
Все это невольно подталкивает к вопросу: почему наши именитые, уважаемые и признанные деятели почтенного возраста порой выказывают столь острое и даже негативное отношение к Димашу, талант которого признан во всем мире? Без 30 лет выслуги: почему Марат Кусаинов был неправ в резкой оценке Димаша Кудайбергена
У поклонников творчества Димаша, да и у рядовых казахстанских слушателей и зрителей, которые имеют хотя бы минимальное представление об артисте, в связи с этим зачастую складывается мнение, что в подобного рода критике мало оснований и конструктива. Но все же на этом фоне, действительно, может сложиться впечатление, что старая школа просто не принимает того факта, что музыка и жанры развиваются, а поколения постоянно или не всегда признают заслуг своих более молодых коллег по цеху.
На эту тему, а также о том, насколько важно находить компромисс в такого рода ситуациях, мы поговорили с экспертами-педагогами вокального искусства.
Нарина Наби, «сэнсэй по вокалу»:
«Люди имеют право на личное мнение. Просто есть те, кто не боится высказывать его, а кто-то предпочитает воздержаться. Но вот «захейтить» в комментариях – все смелые.
Решение за артистом — прислушиваться к критике или нет. Вообще критика – это двигатель прогресса артиста. И ни в коем разе не следует пренебрегать мнением старой школы. Все новое – хорошо забытое старое. Да, наша эстрада по-разному относится к Димашу Кудайбергену. В его адрес есть как хвалебные речи, так и критика. Например, уважаемые члены жюри выразили своё экспертное мнение на одном из конкурсов, о котором вспомнили только через какое-то время. Получили за него осуждение от публики. К сказанному ими можно относиться негативно, или отнестись как к советам от профессионалов, которые помогут вокальному росту. Думаю, что сам Димаш воспринял это так, как надо.
На месте наших отечественных артистов я бы не стала извиняться за своё профессиональное мнение. Я уважаю творчество Димаша Кудайбергена. Он, действительно, феноменальный исполнитель! Однако в моем плейлисте вы его не найдете. У каждого – свой вкус. Я люблю другую музыку. При этом я горжусь и восхищаюсь Димашем. Что не так с вокалом Димаша Кудайбергена – мнения
Много споров среди опытного и молодого поколения в мире музыки, да и не только. Это было, есть и будет. Сколько людей – столько и мнений. Важно уметь фильтровать информацию. Можно обижаться на комментарии или же прислушаться к ним. Быть может, они станут хорошим толчком для развития».
Мирас Жаналы, преподаватель по вокалу:
«Хочу начать с нашего казахского менталитета, который, по моим меркам, во многом ограничивает человека. К примеру, есть стереотипы о том, что казахские парни не должны петь женским голосом, об этом говорил и Ринат Заитов. Нужно помнить, что есть искусство, и оно настолько безгранично и по сути – без правил. Нет определенных рамок, и Димаш этому пример. Он поет и мужским голосом, и женским. Он соединил эстрадный вокал с оперным. Он показал, что человек может иметь безграничный, феноменальный голос и огромный диапазон. Он убрал все рамки для себя и сейчас продолжает это доказывать на мировом уровне.
По поводу нашумевших слов Багым Мухитденовой хочется сказать, что Димаш до сих пор в каждой своей песне демонстрирует свои вокальные данные. И я не знаю, делает ли он это намеренно или нет, но почему мы опять-таки упираемся в то, что существуют какие-то правила, когда можно уходить на верхние ноты или низкие? В своей песне мы можем делать все что угодно, что и делает Димаш.
Я считаю, что нужно поддерживать нашу молодежь и особенно Димаша, потому что он представляет Казахстан на мировой арене, в мировых масштабах. И когда, если не сейчас, получать звание заслуженного деятеля Казахстана? Многие награды даются посмертно, когда человеку они уже не нужны. Критиковать иногда намного легче, чем высказать похвалу и поддержку. "Казахам не нужно искусство Димаша" — что говорят звездные казахстанцы о Кудайбергене
И в заключение. Мне кажется, если бы Димаш слушал Багым Мухитденову, что «не надо постоянно показывать свои вокальные данные», то он так бы и остался в пределах Казахстана, максимум – стран СНГ. А сейчас он мировая звезда. Это говорит о том, что не нужно себя ограничивать, держать в каких-то рамках, и иногда нужно прислушиваться только к себе, а не к другим – особенно критикам».