Когда-то сотни водохранилищ и дамб, а вместе с ними и каналы передали в частные руки – чтобы новые хозяева инвестировали в их содержание. Однако на деле большинство бизнесменов занялись лишь извлечением выгоды. В итоге сегодня в регионе лишь 375 километров отремонтированных земляных каналов имеют коэффициент полезного действия 0,65, все остальные – не более 0,45. То есть более половины воды в них теряется на пути к потребителю. А есть еще более 3 000 километров неотремонтированных сетей, и там потери вообще не контролируются.
– Сегодня мы работаем с большим риском для себя, – говорит частный предприниматель Ислам ХАЙДАРОВ. – Посадим морковь и лук, а сами переживаем: как будет с водой? Все зависит от частника, который может ограничить подачу влаги. Но даже когда он отпускает воду, возникают конфликты: мы расписываемся в получении такого-то объема воды, а фактически получаем минимум.
Все дело как раз в потерях на разрушенных участках каналов.
– Почему же хозяин, получая от крестьян деньги за полив, ничего не вкладывает в содержание канала? – недоумевает Хайдаров.
Как оказалось, сегодня около 500 километров поливных сетей находится в частной собственности, однако рассчитывать на инвестиции владельцев не приходится. Единственный выход в управлении сельского хозяйства видят в том, чтобы передать объекты в коммунальную собственность. Тогда бюджет мог бы выделять средства на содержание каналов. Но процесс реализации данной идеи может растянуться на годы.
Тараз