Редакция Caravan.kz изучила историю вопроса и мнение тех, кто выступает за узаконивание токал.
Два года срока и зеркальный закон
Уголовное наказание за многоженство было отменено в Казахстане только в 1997 году. До этого мужчина, который жил и вел совместное хозяйство больше чем с одной женщиной, мог попасть в тюрьму на срок до двух лет.
В XXI веке начались попытки разрешить многоженство официально. В 2001 году инициатором поправок выступил депутат парламента Амангельды Айталы.
"У меня сейчас нет ни одного официального мужа, зато есть три любовника. Почему бы не легализовать многомужество. Тем более сейчас, когда пошли такие мужики, которые вместо того, чтобы содержать женщину, сами все чаще становятся альфонсами, а я могу себе позволить их содержание. То почему бы и нет, в хозяйстве все пригодятся!" — парировала одна из противниц многоженства.
Многие считают, что эта норма вредна и для имиджа страны, потому что считается устаревшей и может шокировать жителей других стран. Эту версию подтвердила реакция западной аудитории на рассказ ММА-бойца Жалгаса Жумагулова о том, что у него две жены. Но не только современные казахи против института токал. Например, Абай Кунанбаев, у которого было три жены, уговаривал собственных сыновей и других соотечественников отказаться от этой традиции.
Однако, несмотря на массовое сопротивление, голоса "за" не стихают, и представлены они как мужчинами, так и женщинами. Согласно статистике, многоженство затрагивает 2% казахстанских семей, а 10% браков, которые заключаются в мечети, совершаются с токал.
Нужен мальчик
Все знают слово "токал" — так обозначают вторую жену. Это не простая любовница, она должна быть знакома с родственниками мужа, в частности с его родителями, и получать достаточно его внимания, времени и денег. Приоритет при этом остается у первой жены, байбише, но в итоге муж решает, с кем проводить больше времени. Вторая жена имеет право прийти на мероприятие вместе с супругом, не таясь и не стесняясь.
При этом бывают случаи, когда первая жена сама находит мужу вторую. Чаще всего это успешные женщины в возрасте, которые родили только дочь, но считают, что в семье нужен сын.
"Я сказала Бакытжану: "Ты же хочешь сына, давай я найду тебе токал, а она родит мальчика. Я в главном доме буду байбише". Еще сказала, что нашей дочери Тогжан нужен родной брат. Сама разрешила. Муж отказался. Тогда мне пришлось обмануть его, сказать, что мы будем жить все вместе, потому что выбора не было. Если бы я так не сказала, он бы не согласился. Мы познакомили Бакытжана с уважающей себя, хорошей, честной девушкой по имени Майгуль и женили его на ней. Она родила сына, ему уже 10 лет, мы хорошо общаемся, она мне как невестка, проблем у нас никаких нет", — рассказала заслуженная артистка Майра Ильясова.
С похожей ситуацией столкнулась актриса Жулдызай Дуйсенбиева.
"Я мучилась два дня, а потом сказала мужу: "Когда выздоровеешь, возьми себе токал". У нас одна дочь, мне больше сорока лет, скрывать нечего. Сказала ему, он не отказался. Задумался. Я размышляла, что будет дальше. Я с самого начала была такой и избегала разговоров о том, что он только для меня и должен всю жизнь провести только со мной. Каждый сам решает для себя. Многие женщины могут обидеться на мои слова, но, подумав, и они согласятся", — заявила она.
Больше казахов
Второй причиной для такого решения Жулдызай назвала желание увеличить число казахов. Ее мнение разделяют и другие.
"В 2004 году мы переехали из Китая в Казахстан. У нас восемь детей, мы живем в общежитии в столице. Но не жалуемся. Моему мужу в этом году будет 70 лет, здоровье у него хорошее, вот хочет жениться, я не против. Когда я впервые приехала в Казахстан, подумала: сколько земли, а народу мало. Численность казахов не вырастет, если будет всего одна жена у мужчины. Поэтому, думаю, правильно, если мужчины будут брать в жены девушек, которые не могут выйти замуж, и таким образом увеличивать число казахов. Более того, считаю, что этот вопрос нужно рассматривать на государственном уровне", — рассказала Женисгул Е.
Активистка Сауле Абилдаханкызы прямо заявила, что моногамия ведет казахов к вымиранию.
«Пока мы, казахские женщины, ревнуем своих мужей и рожаем им по двое детей, дунгане и уйгуры берут казашек своими вторыми женами… В то время, когда мы живем по советскому принципу "Один муж — одна жена", который намеренно ограничивал размножение казахского народа, в то время, когда мы ревнуем своих мужей за потенцию, нашу оригинальную традицию запатентовали чужестранцы. Это не шутка. Имея огромную землю, по численности мы мало отличаемся от других малочисленных наций. То есть наша нация в числе тех, кому грозит исчезновение", — написала она.
О похожей причине упоминает мужчина из Кызылорды, взявший себе 19-летнюю вторую жену.
"Я считаю себя человеком, который своим честным трудом и увеличением численности казахов вносит вклад в развитие страны. Чем много болтать о демографических проблемах, лучше тут же взять вторую жену — от слов перейти к делу. Ну а если у тебя нет возможности это сделать, тогда помалкивай и другим не мешай", — заявил он.
Для здоровья
Многие предлагают брать молодую вторую жену ради того, чтобы муж чувствовал себя лучше и прожил больше лет.
«Чтобы муж жил дольше, ищите ему токал. Женатый на одной женщине мужчина стареет и болеет вместе с ней. В большинстве случаев пожилой мужчина умирает раньше своей жены. Не обрекайте на смерть своего любимого мужчину. С молодой женщиной пожилой мужчина молодеет и сам», — говорит этнограф и председатель правления общества многодетных матерей «Алтын алка» Галия Кандаулыкызы.
Религиозный мотив
Есть в Казахстане и приверженцы многоженства по религиозным мотивам. Некоторые тщательно соблюдают связанные с этим нормы, но так поступают не все.
"Через десять лет совместной жизни после первой жены я взял вторую, потому что сунна позволяет. Но по законам ислама можно взять и третью жену. Это достаточно тяжелая вещь с точки зрения морали. Потому что мужчина, согласно исламским канонам, имеет право взять вторую жену только в том случае, если он готов одинаково относиться и к первой, и ко второй жене. У всех должно быть одинаковое положение, без дискриминации. Это очень нелегко с экономической точки зрения, я вам скажу. Мои жены живут отдельно. Жить вместе запрещено по исламу. У каждой жены должен быть собственный дом. Я не понимаю просто некоторых людей, которые, не имея своей жилплощади, бьют себя в грудь и хотят еще кого-то в жены брать. Ислам жестко регламентирует позицию многоженства", — рассказал нам Султанмурат.
Его точка зрения достаточно распространена. Например, ее придерживается известный певец Бейбит Корган, который заявил, что не против, если его дочь станет токал, ведь это путь мусульман, разрешенный самим Аллахом. Собственная супруга певца ушла от него в прошлом году.
Последний шанс
Нередко для женщины стать токал — лучшая из возможностей устроить свою жизнь.
"В нашем казахстанском обществе это можно больше называть институтом содержанок от экономической безысходности. Такие вещи не радуют, — добавляет Султанмурат. — Это чаще всего женщины, которые устали чего-то ждать. У них не получилось построить собственную жизнь, им, например, уже за 30, за 40. Но они хотят какой-то стабильности, детей родить. А мужчина может дать их детям кров, образование, улучшить их материальное положение. Но если законная супруга не приняла, то, извините, тогда ислам не позволяет. В токал чаще всего идут вдовы, особенно в аулах, потом женщины, которые сами в религии, покрытые женщины.
"Если мужчина может это себе позволить, если байбише согласна, то почему бы и нет? В общем, я была бы не против, если бы мужчина сначала взвесил все "за" и "против" и сам принял такое решение", — сказала одна из участниц опроса, проживающая в Актобе.
Иногда это становится способом разрешить материальные проблемы.
"Сначала я не поняла, что он имеет в виду, была шокирована, но ответила, что подумаю. Мне тогда было нелегко, я с сыном снимала квартиру, каждый месяц платила за жилье и детский сад, на еду и одежду заработанных денег еле хватало. К тому же я страдала от одиночества, мне нужен был мужчина, крепкое плечо. Я начала думать о предложении шефа и поняла, что хочу согласиться", — рассказала токал по имени Айман.
Этот мотив достаточно распространен.
"Меньше казахских девушек стали бы токал, если бы были более нормальные возможности для продвижения. Для подавляющего большинства из них — это единственный вариант получить доступ к финансам мужчины", — заявила Жанар Жандосова, директор научно-исследовательского центра "Sange" в Нур-Султане.