Почему Казахстану рано радоваться неплохим результатам в тестировании PISA - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему Казахстану рано радоваться неплохим результатам в тестировании PISA

Почему Казахстану рано радоваться неплохим результатам в тестировании PISA

Согласно результатам теста PISA Казахстан оказался в категории со средним показателем.

  • 12 Января
  • 16603
Фото - Caravan.kz

PISA – это авторитетное международное исследование, которое оценивает функциональную грамотность школьников 15 лет и их способность применять полученные знания на практике. Тестирование проводится каждые три года, и в 2022-м лучшие результаты показали ученики из развитых стран Азии: Сингапур – 560, Макао – 535, Тайвань и Япония – 533. Среди европейских стран лидирует Эстония со средним баллом 515, занимая седьмое место в мировом рейтинге, передает Caravan.kz.

Что касается Казахстана, то наша страна оказалась в категории «средних» с 51-м местом и средним баллом 411, что сравнимо с результатами многих европейских стран. Результат определенно заслуживает внимания и разбора, и, прежде чем его проанализировать, давайте взглянем на ситуацию с показателями нашей страны за прошлые годы.

Каким был дебют? В 2009 году Казахстан впервые принял участие в тестировании PISA, которое выявило значительное отставание национальной системы образования от мировых стандартов. В основе тестирования была читательская грамотность, требующая от учеников не только прочтения текстов, но и умения анализировать и связывать информацию из различных источников. Средний балл составил 390 из 1000 возможных, и лишь 0,4 % студентов успешно справились со сложными заданиями. «Врачи делают вид, что лечат, учителя – что учат» – эксперт о последствиях нечитающего Казахстана

Тест по математической грамотности также показал недостаточный уровень подготовки казахстанских школьников, средний балл составил 405 против среднего показателя ОЭСР — 496. Несоответствие формулировок задач стандартам международных требований было выделено в отчете. Результаты в естествознании также оказались ниже среднего балла (400 против 501), и лишь 27,1 % учеников могли делать утверждения на основе естественнонаучных знаний.

Общий показатель пролил свет на серьезные проблемы в подготовке школьников, где 98,5 % мальчиков и 98,6 % девочек не показали хороших результатов ни в одной из трех областей исследования. Данные вызвали обеспокоенность и необходимость пересмотра подходов к образованию в Казахстане.

В 2012 году в тестировании PISA Казахстан продемонстрировал временное улучшение в области математической грамотности, получив 432 балла, что на 27 баллов было выше результатов 2009-го. Однако 45,2 % участников оказались на самом низком уровне знаний. По естествознанию Казахстан также показал прирост, средний балл составил 425.

Читательская грамотность учащихся увеличилась, хоть и незначительно, до 393 баллов, но все еще оставалась в нижней слабой трети стран участниц PISA-2012. Уровень знаний казахстанских учеников в математике и естествознании не позволил им демонстрировать умения на более высоких уровнях сложности и отвечать на задания с открытыми ответами.

Показатели участия казахоязычных учеников были выше (61 %), но ученики русскоязычных школ показали более высокие результаты. Городские школьники также набрали больше баллов, чем сельские. Эксперты на этом фоне отметили важность равного доступа к образованию и зависимость уровня знаний от занятости и образования родителей, пропусков занятий и доступа к Интернету. «Отмена русского языка для первоклассников казахских школ»: правильное решение, которое давно назрело – эксперт

PISA-2015 для Казахстана закончился скандалом из-за нарушения правил маркировки заданий тестирования, что сделало результаты страны несопоставимыми с результатами других стран и предыдущих лет. Минобразования интерпретировало ситуацию как положительный скачок знаний, в то время как организация PISA подчеркнула недействительность результатов из-за нарушений.

В 2018 году результаты Казахстана в тестировании PISA были признаны, но вместе с тем было отмечено общее снижение уровня грамотности учащихся. По математике было набрано 423 балла, по естествознанию – 397, по читательской грамотности – 387. Большинство учеников справилось только с первым-вторым уровнем сложности.

Вернемся к результатам за 2022-й – 51-е место и 411 пунктов. Насколько эти цифры отражают положительную динамику и можно ли говорить о глобальных улучшениях? Для того, чтобы объективно оценить и проанализировать ситуацию, мы обратились к казахстанскому специалисту – кандидату педагогических наук, директору издательского дома «Көкжиек-Горизонт» и эксперту PISA – Наталье Новосельцевой.

«Пятого декабря 2023 года ОЭСР были опубликованы результаты PISA 2022. Все страны отреагировали на результаты практически в тот же день в СМИ и в аналитике.

Вот, например, как отреагировала Германия на свое 24-е место:

Болгария о своем 28-м месте:

Эстония прокомментировала: «Не стоит расслабляться…!» При этом Эстония занимает почетное 7-е место и первое — среди европейских стран.

Финляндия (13-е место) также анализирует ухудшение своих результатов:

Обратите внимание: в статьях не упоминается МЕСТО страны в рейтинге, есть только аналитика – страна сравнивает свой результат: прошлый и нынешний. Разрешите и мне сделать небольшой анализ наших результатов.

Положительная динамика есть, она наблюдается по математической и естественнонаучной грамотности. К сожалению, по читательской грамотности нет положительной динамики (минус 1 балл). Вот как обозначены наши результаты в отчете:

Оранжевая линия показывает средний результат ОЭСР, тут мы видим снижение и по читательской, и по математической, и по естественнонаучной грамотности. Синяя линия – результат Казахстана. Обратите внимание, насколько мы отстаём от средних результатов по ОЭСР, не говоря уже об отставании от стран-лидеров:

Как видим, самая проблемная зона в нашей системе образования – это читательская грамотность. Также в отчете говорится, что именно по читательской грамотности за период с 2018 по 2022 гг. увеличился разрыв между учениками с самыми высокими показателями и самыми слабыми учениками. По сравнению с 2012 г., по чтению на 6 % увеличилось количество учеников, набравших баллы ниже второго базового уровня (всего в PISA шесть уровней). Так вот, даже этот низкий уровень смогли продемонстрировать лишь 36 % учащихся в Казахстане (от 89 % в Сингапуре, 74 % – средний показатель по ОЭСР). В отчёте сказано, что эти учащиеся могут определить основную идею в небольшом тексте, найти информацию, заданную в явном виде, могут размышлять о цели и форме текстов, только когда им явно дано на это указание.

А что же с высшими уровнями по шкале PISA? В отчете говорится, что по чтению в Казахстане набрали уровень 5 или выше лишь 1 % учащихся (7 % средний показатель по ОЭСР). «Эти учащиеся могут понимать длинные тексты, иметь дело с абстрактными или нелогичными концепциями и устанавливать различия между фактами и мнениями, основываясь на неявных подсказках, касающихся содержания или источника информации».

Если посмотреть статистику по гендерным показателям, то самое высокое различие можно увидеть опять же в чтении: 57 % девочек и 70 % мальчиков набрали баллы по чтению ниже 2 уровня.

В отчете имеются как общие рекомендации для всех стран, которые так и называются: «Чему мы можем научиться у устойчивых систем образования», так и персональные рекомендации для каждой страны-участницы исследования. Выражаем надежду, что отчет будет исследован самым тщательным образом нашими государственными структурами», — подытожила наша собеседница.

От своего издательства Наталья Новосельцева сообщила, что к концу февраля 2024 года выходят книги, адресованные педагогам, которые, как надеются авторы и издатели, помогут в решении проблемы читательской грамотности. Обе книги впервые издаются в Казахстане. Это книга Е.С. Романичевой, Г.В. Пранцовой «Функциональное чтение: теория и практика» и книга Е.С. Романичевой «Обучение смысловому чтению на уроках разных предметов: методика и технологии (курс лекций для учителей)».