Почему казахстанцы перестали сорить деньгами на тоях - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+3 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему казахстанцы перестали сорить деньгами на тоях

Почему казахстанцы перестали сорить деньгами на тоях

Представители индустрии по организации праздников все чаще стали жаловаться, что заработки нынче «не те», меньше тоев проходит с помпой, реже люди заказывают на праздники дорогие «фишки», типа доставки жениха и невесты к ресторану в кабриолете, усыпанном цветами, либо выступления звезды эстрады во время застолья.

  • 27 Ноября 2023
  • 11956
Фото - Caravan.kz

В этом вопросе разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

— Хозяева тоев стали торговаться, когда речь заходит об услугах ведущего, — рассказывает Султан М., уже более десяти лет подрабатывающий тамадой. – Еще год назад, когда я у нас в Шымкенте называл цифру в четыреста тысяч тенге за проведение четырехчасового тоя, свадьбы, например, или юбилея, кыз узату, или мероприятия по случаю приезда дорогих гостей, это не вызывало у заказчиков бурной реакции типа, мол, дорого. Все платили, никто не собачился. Сейчас люди или начинают подробно расспрашивать, из какой шкуры я вывернусь за эти деньги, то есть какое море развлечений обеспечу гостям, или просят в эту же сумму включить еще и выступления каких-либо самодеятельных артистов. Говорят, ты же знаешь, кто три-четыре песни споет подешевле. Я уступаю, да, потому, что праздники нынче выпадает вести не каждый день, иногда даже суббота может оказаться «пустой». А начнешь «загибать пальцы», потеряешь репутацию у населения. Значит, и работу.

Причиной прижимистости людей, которым нужно организовать той, некоторые в праздничной индустрии считают закредитованность населения и нежелание людей лезть в долги еще.

— Я занимаюсь организацией банкетов на дому, когда гостей человек 40-50, — рассказывает Сабина. С. Раньше держала небольшое придорожное кафе в Кызылорде, но там было много расходов на коммуналку, оборудование, посуду, развозку под утро, когда заведение закрывается, персонала. Да много на что. А здесь вариант другой: люди организовывают, например, кудалык, и я с тремя помощницами берусь полностью приготовить все на стол. Обсуждаем с хозяевами мероприятия меню, смотрим место, коттедж или дом, где все будет. Считаем посуду, её же должно хватить. Едем на закупку продуктов. А потом двое суток до праздника возимся на месте, чтобы все заказанное помыть, почистить, приготовить, накрыть стол, вовремя подать горячее.

Ставка за услуги у нас фиксированная, и мы давно уже её не обсуждаем в сторону понижения, ибо работа у нас тяжелая, попробуй казаны ворочать.

Но что хочется отметить: почти нет у заказчиков сейчас вот этих «застольных понтов», когда на закупку продуктов дают денег «сколько понадобится» и заказывают «что-то такое, чтобы все потом об этом говорили». В доковидные времена коронными фишками в таких случаях были огромные блюда с заправленными шикарными соусами морепродуктами. Либо мясное ассорти из запеченных жирных колбас, припущенных перепелов, томленой сутки в казане верблюжатины, отварной оленины. И еще ставили на столы вазы-горки с килограммами экзотических фруктов. Сейчас хозяйки «достают» в интернете рецепты недорогих салатов, просят их приготовить, козырным блюдом стал плов из конины, главное, чтобы мяса было достаточно, бешбармак из баранины, куырдак из субпродуктов на второе — горячее хорошо заходит.

Спрашиваешь, мол, тетеньки, ананасов не будет, индеек, кроликов не заказывать у фермеров на жаркое? Нет, отвечают, лишних денег нет, а в очередной кредит лезть не хочется. Главное, чтобы люди были хорошо накормлены, и выпендреж в сторону.

А определенная часть населения меняет взгляд на культуру застолья.

— Сколько человек может съесть? – рассуждает Серик Т. – Немного на самом деле, что в будни, что в праздники. И, вот эта показная роскошь, когда на тое за столом некуда локти поставить, все закусками и пирожными заставлено, — это расточительство. Когда покупаешь для гостей гораздо больше, в разы больше, чем нужно, у людей, ценящих свои деньги, свою работу, это должно вызывать недоумение. Я средней руки предприниматель, за границей бываю довольно часто и был, кстати, однажды на свадьбе дочки своего партнера в Америке. Мой приезд совпал с их семейным торжеством, и меня вежливо пригласили. Стол был на 40 человек, по их меркам, это очень много гостей, в холле ресторана накрыли фуршет, там были напитки и немного закуски, канапе, фрукты. Когда сели за стол, каждому официант положил в тарелку салат из пряных трав и оливок, затем холодное рыбное блюдо, после подали порционно телятину с овощами, и под конец — десерт, мусс в крошечных креманках. И это все. И гости все съели. Голодным никто не ушел с торжества, но и лишнего ничего не осталось. Вот это культура потребления.

И много народу просто устало выпендриваться!

— Когда наш сын женился, свекровь потребовала, чтобы мы все сделали «как надо», а то люди еще скажут, что мы пожалели денег на свадьбу, — рассказывает жительница Атырау Альбина К. – И мы сначала по всем традициям ездили свататься в Туркестан, где живут родители невесты, возили гору подарков в новых чемоданах, купили будущей снохе кольцо с бриллиантом и серьги. Через какое-то время делегация от нашей семьи поехала опять же в Туркестан на узату-той, забирать невесту. Затем в нашем городе была свадьба на 500 душ в лучшем, по мнению свекрови, ресторане. Из 500 приглашенных людей почти 100 не пришли, потому что звали родственников, друзей, сослуживцев, соседей, старых знакомых из того аула, где родилась свекровь. Некоторые приглашенные просто не смогли в тот день прибыть на той, другие уже и помнили-то нас с трудом, свекровь сорок лет в том ауле не живет. Из Туркестана приехало почти пятьдесят гостей со стороны невесты, мы позаботились об их размещении, это, скажу я вам, уйма денег. Мы давали за невесту калым полтора миллиона, сваты дали за дочкой приданое, белый спальный гарнитур и огромный набор бытовой техники. А нам ставить все это некуда, у нас все это давно уже есть! На следующий после свадьбы день в кафе попроще мы давали кудалык, опять метали на столы горы лучших продуктов. Все, наконец! Посчитали – прослезились.

На весь этот цикл мероприятий мы потратили 20 миллионов тенге, 10 миллионов из которых были взяты в кредит. В кредит брали и итальянское золото, которое надевали на невестку.

Гости, правда, приходили с конвертами, но разве окупится вся эта показная роскошь за счет подарков в 20-30 тысяч тенге с пары? Итог: сын начал семейную жизнь с того, что выплачивает часть долгов, сделанных перед свадьбой, один из кредитов мы повесили на него. Невестка работает и помогает своим родителям выплачивать кредиты. Я аж ногти грызу, просматривая по вечерам видео свадебных дней. Сколько лишних расходов! Сколько ненужных мер! Если бы тогда я вдвое сократила расходы на стол, на подарки, на фотосессии, лимузины, наряды, никто бы и не заметил. Но нужно же было зачем-то людям пыль пускать в глаза! Больше никакой показушности. Деньги будем тратить на образование, хобби и путешествия.

"Мне стыдно брать 3 миллиона за 5 часов" — популярный юморист ответил, какие тои отказывается вести

И, кстати, пышный дорогой той часто вылезает боком.

— Мы отыграли сыну свадьбу за двенадцать миллионов тенге, она, естественно, не окупилась, и после нее предупредили молодых, что, мол, теперь долгов по гланды, нужно осторожнее быть с расходами, — рассказывает Берик. А, житель Алматы. – Год экономили на многом, жили настолько скромно, что даже в кино не ходили, благо, в нашем городе и обычная прогулка вызывает удовольствие. А невестка из аула, ей хочется на многое посмотреть, много чего купить, что она видела в своем «колхозе» до своих восемнадцати лет? Стала бухтеть и сына настраивать против нас с женой. Мол, люди вон как живут, по субботам на барахолку, по воскресеньям в зоопарк. Я поговорил с сыном и снохой, объяснил, что мы уже почти выбрались из долгов, все хорошо. Но невестка утащила сына на квартиру, потом стала его пилить, ибо его зарплаты ни на что не хватает. В итоге дети развелись. А началось все с долгов, которые мы сделали, когда играли слишком дорогую свадьбу. Возьмем это на заметку, больше не будем прыгать выше попы.