В социальных сетях наблюдается явление нового героя. Правда, замечен пока он далеко не всеми. Но Ержан Досмухамедов делает все, чтобы о нем услышали.
В Казахстане об этом 47-летнем деятеле говорят мало. В Википедии ему посвящено шесть абзацев текста. Самый запоминающийся: «Досмухамедов недавно появился в новостях в связи с его участием в ходе спецоперации во главе, в ходе которой был пойман американский лоббист Стивен Пейн, предложивший доступ к высшему руководству США в обмен на личное пожертвование для Президентской библиотеки Джорджа Буша. Пейн иногда называет Досмухамедова, как «Эрик DOS».
Ержан Досмухамедов пытался стать политическим деятелем, но не смог зарегистрировать партию «Атамекен». По славной традиции, существующей во многих странах мира, человек, которому не удалось проявить себя в бизнесе и политике, сделал громкое – но мало кем услышанное – заявление. И уехал жить в Лондон. Этот факт сам г-н Досмухамедов не скрывает. На своей странице в Facebook местом проживания он указал London, United Kingdom.
Сразу после «эмиграции» «Радио Азаттык» посвятило Ержану отдельный материал. В частности, лидер партии «Ауыл» Гани Калиев сообщил изданию следующее: «Раньше он нигде себя не проявлял, чтобы показать себя. “Атамекен” было движением бизнесменов. Бизнесмен должен заниматься бизнесом.» Сергей Дуванов высказался тогда куда жестче: «Мне все это не очень нравится. В том смысле, что я не верю в такие превращения людей, далеких от политики, в диссидентов. Я не в курсе тех преследований, каким он подвергался и подвергался ли вообще. И то его интервью, где он достаточно резко отзывается о политическом режиме Назарбаева, мне почему-то показалось несколько сознательно-эпатажно наигранным. Человек давал интервью, чтобы получить какие-то дивиденды. У меня такое ощущение. Возможно, я заблуждаюсь, поэтому я заранее приношу извинения перед этим человеком, но у меня есть сомнения. Долгий опыт жизни, в политике мне подсказывает, что так просто это не бывает.»
До конца апреля 2016 года лондонец с многолетним стажем Досмухамедов боролся с казахстанской властью оригинальным образом: в основном занимался перепостами в социальных сетях негативных новостей о работе полиции, акимов и т.д. Но после митинга в Атырау он решил попробовать себя в новой ипостаси – пламенного революционера.
Первым делом он сменил фотографию в профиле на страничке в Facebook. Теперь там вместо физиономии красуется сжатый кулак, окрашенный в цвет казахстанского флага. Более того, некоторые свои публикации Ержан Досмухамедов продвигает за деньги. Частенько над его постами стоит значок «Реклама» — значит, эмигрант на распространение своих идей денег не жалеет.
Но вот что он предлагает? Акцию неповиновения от 29 апреля. «Политик» из британской столицы надеялся, что казахстанцы все как один не выйдут на работу в этот день. Его никто не услышал. Теперь он призывает к митингам 21 мая, сравнивает министра МВД Касымова с нквдшником Ежовым и постоянно нагнетает обстановку.
Также это делали в разные годы (или продолжают делать) Ермек Нарымбаев, Мухтар Аблязов и Виктор Храпунов. Последний даже сфотографировался с плакатиком «Жер сактасын!» Как справедливо заметил популярный журналист Дмитрий Шишкин в Facebook «Все, кто общался с Виктором Вячеславовичем, помнят его крепкое рукопожатие, то, что он КМС по боксу, что дом у него был в водоохранной зоне, и что он ещё тысячи людей осчастливил такими же домами и продал все участки в Алматы, которые можно было продать и немножко тех, которые было нельзя. Чистейшей воды Альхен из "Двенадцати стульев".
Те кто призывают, агитируют, требуют от казахстанцев неповиновения властям, хочется скучным голосом спросить. Почему вы делаете это, находясь за рубежом? И отчего вы не задаете вопросов самим себе? Г-ну Аблязову не лишним было бы задуматься, отчего за почетное право экстрадировать его к себе бьются сразу несколько стран? По какой причине Ермека Нарымбаева в связи с его проигранными банковскими исками в народе ласково кличут «популистом»? И не виновен ли в огромном количестве нынешних проблем Алматы именно Виктор Вячеславович?
Спрашивать что либо у Ержана Досмухамедова вообще бессмысленно. Он не состоялся в Казахстане ни как политик, ни как бизнесмен. И поэтому понятно его стремление проявить себя хоть как-нибудь. Пусть даже призывами к стране, от которой лично он находится очень далеко.