Мнения в пользу полной отмены русского языка в школьной казахскоязычной среде в последнее время стали довольно популярны. Например, с требованием убрать из школьной программы русский язык к министру просвещения РК Асхату Аймагамбетову обратился известный общественный деятель и поэт Ауыт Мукибек, передает Caravan.kz.
«За 30 лет кое-как как избавились от русского и английского языков в первых классах. Это правильно, но этого мало. Слишком мало. В казахских школах в начальных классах нужно обучать только на казахском языке. И лишь потом можно внедрять английский. Но русский язык не нужен. Его нужно полностью убрать из школьной программы. Я – оралман из Китая, 24 года назад вернулся на историческую родину. Не знаю ни одного слова на русском и не стремился изучать его. И не страдаю от этого.
Моя дочь Райан через год пойдет в школу. До этого мы еле как нашли казахский детский сад, сменив три учреждения. Я не буду учить русскому языку в школе, он ей не нужен. Русскому она и на улице научится.
Если другие хотят учить русский, зависят от него, пусть учат в русских школах. Одним словом, в казахских школах не нужен русский язык», – написал Мукибек на своей странице в Facebook.
Мнения под комментариями к публикации господина Мукибека на этот счет разделились. Одни поддержали автора и согласились с его позицией, другие же убеждены в обратном: отказываться от русского языка в казахскоязычных школах не нужно в силу разных причин, и куда лучше – работать над улучшением качества образования. «Русский язык моей дочери не нужен»: известный казахский поэт обратился к министру просвещения
Ранее мы поделились мнением известного общественного деятеля Бахытжана Копбаева вокруг этой темы. Его позиция была такова: у казахстанских детей должна быть свобода выбора, в том числе и в вопросе, какой язык изучать. А любые вмешательства по принуждению к изучению всегда будут встречать сопротивление и возымеют обратный эффект.
Нашим спикером в сегодняшнем материале выступила эксперт в сфере образования, кандидат педагогических наук и директор издательского дома «Көкжиек-Горизонт» Наталья Новосельцева.
— Действительно, время от времени появляются публикации, которые объединяет единая тема: «Русский язык не надо изучать в школе», — подчеркнула Наталья Владимировна вначале. — Но является ли это мнение популярным – большой вопрос. Достаточно взглянуть на комментарии. Многие не согласились с автором и даже привели слова Абая и свои контраргументы. Автор же статьи пишет, что он кандас, приехал из Китая. Однако в самом Китае как раз именно русский язык изучается массово. Огромное количество китайских студентов обучаются в российских вузах. В Казахстане тоже есть китайские студенты, и обучаются они не на казахском языке.
Справедливости ради, надо озвучить и негативную тенденцию этого учебного года. Именно с этого учебного года практически во всех регионах Казахстана нет деления на группы на уроках русского языка в классах с нерусским языком обучения. Для этого в нормативные документы ввели очень «хитрую» формулировку: «Деление класса на две группы допустимо по решению местных исполнительных органов в организациях образования при наполнении класса в 24 и более обучающихся по предмету «Русский язык и литература» во всех классах с нерусским языком обучения».
Сегодня (24 августа 2022 года) к нам в издательство пришла группа учителей Алматинской области, Илийский район. Они озвучили эту проблему: НЕТ деления на группы. В школе 10 учителей русского языка, уже увольняют двух учителей (пока пенсионеров), общая нагрузка сокращается ровно на 50%, настроение у всех нулевое. Как преподавать по сути иностранный язык в классе с наполняемостью 25-45 учеников не представляют… Мы провели опрос в наших предметных группах, попросили указать область и район и сообщить, есть ли деление на группы. И вот какой результат имеем на сегодняшний день. Для удобства поместила все ответы в таблицу.
№ |
Область |
ЕСТЬ деление на группы / НЕТ |
1. |
Акмолинская область |
Нет деления на группы |
2. |
Актюбинская область |
ЕСТЬ деление на группы в Каргалинском районе |
3. |
Актюбинская область |
Нет деления на группы в г. Актобе |
4. |
Алматинская область |
Нет деления на группы |
5. |
Алматы |
Нет деления на группы |
6. |
Атырауская область |
Нет деления на группы |
7. |
ВКО |
Нет деления на группы |
8. |
Жамбылская область |
Нет деления на группы |
9. |
Жетысуская область |
Нет деления на группы |
10. |
ЗКО |
Нет деления на группы |
11. |
Карагандинская область |
Нет деления на группы |
12. |
Кызылординская область |
Нет деления на группы |
13. |
Нур-Султан |
Нет деления на группы |
14. |
СКО |
Нет деления на группы |
15. |
Туркестанская область |
Нет деления на группы |
16. |
Улытауская область |
Нет деления на группы |
17. |
Шымкент |
Нет деления на группы |
Я уже говорил о том, что у нас самая протяженная граница в мире. Мы как говорится, «Богом данные соседи», и казахам нужно хорошо владеть русским языком, но при этом знать и свой язык», — отметил Токаев.
Вот обоснование, высказанное нашим президентом. А какие обоснования приводят авторы статей и акимы районов, которые росчерком пера лишили миллионы детей права изучать русский язык в группах по 12-15 человек?
По поводу овладения русским языком без школьного образования. Есть такой очень знаменитый лингвист Стивен Крашен, и практически всем известны его так называемые гипотезы, как правильно учить любой язык. Первая его гипотеза так и называется: «Гипотеза усвоения и изучения». Стивен Крашен так и говорит, что есть два метода: метод усвоения, который происходит бессознательно, как бы случайно, ненамеренно, так, как усваивает ребенок материнский язык. А второй метод – метод изучения, через упражнения, грамматику, специальные уроки и занятия. Суть гипотезы в том, что усвоение гораздо эффективнее изучения. Но сам автор гипотезы также утверждает, что для усвоения языка НУЖНА языковая среда. Либо человек, который язык усваивает, эту языковую среду вокруг себя создает: он читает на этом языке, слушает песни на этом языке, смотрит фильмы на этом языке… Выводы делайте сами.
Урок русского языка, безусловно, нужен. Казахский и русский языки относятся к так называемым синтетическим языкам, а казахский – плюс элементы аналитизма. Это значит, что оба языка относятся к самым трудным с точки зрения изучения. Их невозможно освоить без изучения грамматики. Именно поэтому надо сначала изучать (изучать, не усваивать!) родной язык год или два года, а затем начать изучать второй язык.
— Отчего некоторые считают, что избавившись от русского языка, люди сразу же заговорят на казахском?
— Тот, кто хочет изучать казахский язык – учит казахский, а тот, кто не хочет – ищет причины. Если кто-то считает причиной недостаточного владения казахским языком присутствие в школе русского языка – читайте предыдущее предложение.
— Почему для многих казахстанцев русский язык в какой-то степени остался более приоритетным, чем казахский? И такой момент: эксперты также сетуют на то, что в нашем обществе бытуют вредные стереотипы о том, что без знания русского языка не получится устроиться на хорошую работу, успешно заниматься бизнесом и даже просто жить в городе.
— Мнение о том, что русский язык в какой-то степени остался более приоритетным, скорее всего, поддерживается в научной среде, ведь русский язык в том числе – это язык науки. Я, например, как руководитель издательства, могу сказать, что найти специалиста, владеющего казахским в совершенстве, очень трудно. А найти автора, способного написать учебник на казахском языке — вообще сверхсложная задача. "Хочу доказать, что и без русского языка можно жить хорошо" — директор учебного центра
По поводу мнения, что без знания русского языка не получится устроиться на хорошую работу, успешно заниматься бизнесом и даже просто жить в городе. То же самое могут сказать и о казахском. Например, некоторые компании принимают на работу исключительно прошедших внутреннее тестирование на знание казахского языка.
— Можно ли сказать, что в определенных сферах позиции казахского языка до сих пор недостаточно укреплены и что данная проблема требует более пристального внимания общества и властей?
— Согласна. Разговаривая с молодыми коллегами, которые окончили казахские школы, выросли в казахскоговорящей семье, выяснила, что им иногда трудно читать книги на казахском. Некоторые говорят: «Мы читаем и не понимаем часть фраз и не можем уловить смысл». Может быть, тут нужно внимание не только и не столько со стороны властей, сколько со стороны ученых-лингвистов, специалистов по казахскому языку?
— В заключение уже ставший традиционным вопрос в этой теме: как достигнуть компромисса?
— Наши дети будут жить в государстве, в котором останется только казахский язык, или это будет страна билингвов и полилингвов, владеющих как минимум казахским, английским и русским языками? В мире уже сейчас почти 50 % людей-билингвов (владеющих двумя языками). Возвращаясь к Стивену Крашену и его гипотезам, не будем забывать об эмоциональном фильтре. Это его самая интересная гипотеза. «Отмена русского языка для первоклассников казахских школ»: правильное решение, которое давно назрело – эксперт
Чем меньше стрессов и негатива мы будем испытывать в процессе усвоения или изучения языка (не важно, казахского или русского), тем продуктивнее и эффективнее будет результат. Значит, тем более нам взрослым, не надо настраивать детей против какого-то языка в пользу другого, такой настрой только усилит действие эмоционального фильтра. Поэтому давайте прекратим эти споры и просто будем уважительно относиться к каждому языку каждого этноса и продолжим их и усваивать, и изучать, — подытожила Наталья Владимировна.