Почему казахи привыкли опаздывать - эксперт - Караван
  • $ 523.17
  • 550.06
-1 °C
Алматы
2024 Год
3 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему казахи привыкли опаздывать - эксперт

Почему казахи привыкли опаздывать - эксперт

Об особенностях казахской культуры, о том, что послужило базой для появления привычек, которым мы следуем по сей день. Почему опоздание – это наше исконное право и зачем относиться к джипам как к культурному феномену.

  • 29 Января 2018
  • 76685
Фото - Caravan.kz

На эту и другие темы мы поговорили с тюркологом-востоковедом, шеф-редактором философского журнала “Тамыр” Айман КОДАР.

Три магических слова

В конце прошлого года автору этих строк довелось на одном из форумов услышать краткое выступление Айман Кодар. Молодой ученый провела собственное исследование и нашла историческое объяснение всем нашим культурным особенностям:

– Ученый Геерт Хофстед разработал критерии культурных особенностей. Есть несколько слоев, – говорит Айман Кодар. – Первый – очевидный слой, в Казахстане, когда мы выходим из аэропорта, то в глаза сразу бросается… большое количество джипов. Когда училась в Турции, видела, что они пользуются в основном малолитражками, которые популярны во многих странах мира. Я раньше не понимала, что это часть нашей культуры. Страна нефтедобывающая, бензин недорогой, есть возможность иметь джипы, не каждая страна может себе это позволить.

Второй критерий по Хофстеду – это нормы и правила. Речь о нашем великом казахском уяте, который уже стал притчей во языцех.

Вообще, что такое норма? Это то, что принято в обществе. Если вы чего-то не делаете – вас ругают, высмеивают или ваше поведение непременно хотят выправить. Если в Амстердаме норма одна, у нас – другая, выстраивается каждой культурой. Если этого не будет, то культура потеряет свою идентичность, останется без своего облика.

Как-то я проводила “Кодаровские чтения” в КазНУ, и одна женщина сказала (и я с ней соглашусь), у нас есть три составляющие нашего казахского воспитания: первое – уят, второе – обал, третье – сауап.

Уят – это, как известно, стыд, обал – это зря растраченный ресурс, и сауап – если ты для кого-то сделал добро, тебе это обязательно зачтется. Этими тремя словами воспитывают детей. Они – показатель нашего менталитета. Казахи – народ, который знает цену совести, который старается грамотно распределять ресурсы и который зарабатывает себе плюсы в карму. Толкын Сакбаева: Про ню, уяты и диагнозы общества

Другой признак проявления культуры – контекстуальность. Есть народы, которым важен контекст, то есть им нужно использовать много слов.

Японцы – самый контекстный народ, они никогда не скажут вам “нет”, даже если не согласны. Русские, например, говорят однозначно, конкретно, по делу. Также каждый народ относительно другого более или менее открытый. Если сравнивать казахстанцев и японцев, то окажется, что последние – более восточный народ. Мы на их фоне в основном прямолинейные, но если взять нас и немцев, то мы окажемся тактичнее последних.

Право на опоздание

По словам Айман Кодар, знаменитые казахские опоздания как раз связаны с отношением предков ко времени и пространству. Это право на опоздание, как выяснилось, передалось нам… по наследству.

– Еще один важный момент, который оценивается в культуре, – отношение к пространству, или территориальность. Если у человека высокая территориальность, он держит свои границы, никого не подпускает к себе, а бывает низкая, как у нас, казахов. Через наши земли проходили дороги Шелкового пути, наше пространство всегда открыто, наша степь широка. Мы сами разделяемся в пространстве.

Почему казах опаздывает? Для него пространство важнее, чем время, оно доминирует. Переход на те же жайляу, коктеу вроде происходит в определенное временя, но люди его не замечают, так как слиты с природой.

Это как раз идет исторически от нашего образа жизни: пусть мы уже не скачем на конях, не живем в юртах, все превратилось в один большой симулякр (от лат. simulacrum – “изображение” от “делать вид, притворяться”) и приятное воспоминание, но ментальность осталась. И в этой ментальности у нас прежнее отношение ко времени. Время у нас в бессознательном канале, и мы не паримся из-за этого. Потому что это не ценность. Есть народы, для которых это ценность, им надо всегда быть вовремя. Своя культура очень остро ощущается именно когда сталкивается с другой. Человек не понимает, что у другого может быть право, например, на опоздание. Ауезхан КОДАР: Объединяя культуры и поколения

У нас можно опоздать и оправдаться, и каждый тебя поймет. Недавно появился платный паркинг, помните, как народ возмущался, мол, платить за время, что это?

Я еще заметила такую интересную компенсацию: у народов-земледельцев при этом искусства развиваются пространственные, а у нас кочевников – временные, такие как музыка, слово.

Мужское vs женское

Для кого-то, может, не вполне очевидно, но мы живем в маскулинном обществе, где важны успех, богатство, власть и, безусловно, понты, но поверьте, бывает и по-другому.

– В женских обществах важен комфорт, то, насколько вы реализованы как личность, – продолжает Айман Кодар. – Там каждый человек уникален, индивидуален, и надо ценить его в том виде, в каком он родился, со всеми способностями и особенностями.

Турция, например, фемининное общество – у них развиты сервис, ресторанное, отельное дело. У нас же важен статус, деньги – не важен комфорт человека, насколько ему хорошо.

Слабость не поощряется, также как и проявление чувств на публике. В мужских обществах доминирует конкуренция, и часто там решают конфликты через скандал, а фемининные всегда стараются сглаживать углы.

По словам Айман, есть еще один культурный слой – так называемых подсознательных глубинных гипотез. Тот, что мы не чувствуем, но он на нас очень сильно влияет, например, желание самоутвердиться или желание казаться лучше, богаче, чем ты есть на самом деле. Жузы: Лебедь, рак и щука казахской идентичности

Мышление коллективистов

Ярко выраженное коллективное мышление также относится к нашим культурным особенностям, и корни этого явления стоит искать опять же в степи.

– Как писал мой отец, писатель, философ Ауэзхан Кодар, “степь – это преобладание пространства над точкой”. Одному в степи не выжить.

Еще Гачев отмечал, что нельзя пристроиться возле юрты в палатке. Ты или наш гость и мы впустим внутрь как родного, или наш враг, оставленный за юртой умирать в степи.

Из этого вытекает присущий нам коллективизм. Мы не присвоили это пространство, оно наше общее, но мы не дадим тебе пропасть. Нам важно мнение группы, у нас не поощряется, когда кто-то выделяется из узора – все четко выполняют свою функцию, тогда этот узор работает. Такая структура сложилась еще у древних тюрков – сейчас уже можно перейти к другим ментальным конструкциям, но люди это передают из поколения в поколение. Им кажется, что так правильно, так было всегда. Сколько я замечаю наших казахстанских белых ворон, общество их, как правило, не жалует.

Принцип выживания

Уважение на грани благоговения перед любым начальником или старшим по чину – оказывается, и этому явлению в культуре есть объяснение.

Общества бывают вертикальные и горизонтальные. У нас, например, нельзя зайти к чиновнику и что-то ему предъявить, как, например, в Америке, где общество горизонтальное, плоское, начальник прислушивается к остальным.

Вообще, принцип иерархии очень силен в более восточных обществах, взять хотя бы арабский, китайский, японский, тюркский мир. Но при существовании иерархии проблема в том, что нижние слои не могут достучаться до верхних, отсутствует коммуникация. Когда общество плоское – там все видно. А при вертикальном построении тем, кто выше, не видно того, что творится внизу, это как глухой телефон. Как шотландец познал казахский дух

У нас отношение к иерархии положительное и уважительное почему? Это был принцип выживания, если бы у нас в прошлом не было сильного лидера, за которым бы люди пошли, они бы не выжили в степи.

Сегодня наше общество входит в процесс глобализации, облик его будет понемногу меняться, но главное, чтобы в этом процессе мы не потеряли себя снова. Следует осознавать те вещи, которые нами управляют, переосмыслять наследие. Можно быть гибче, чтобы идти в ногу с современностью. Я это очень поддерживаю, поэтому и занялась папиным журналом – “Тамыром”. Поняла, что его главный посыл – надо слышать и понимать другое, давать этому другому право на существование, быть толерантными, строить диалог.

Да, мы любим ярко блеснуть, но есть общества скромные, а в чем их суть, как они организуют свое бытие? Это очень интересно.

Я за то, чтобы люди разных культур могли понять и услышать друг друга, и надеюсь, наш журнал и интеллектуальный клуб отца могут поспособствовать международному диалогу.

АЛМАТЫ