Почему Илон Маск не сумеет реализовать свои идеи в Казахстане - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему Илон Маск не сумеет реализовать свои идеи в Казахстане

Почему Илон Маск не сумеет реализовать свои идеи в Казахстане

Комментарии к новым законопроектам о науке и старым граблям.

  • 14 Марта
  • 12470
Фото - Caravan.kz

В начале марта министр науки и высшего образования РК Саясат Нурбек вступил в дуэль с мажилисменом Асхатом Аймагамбетовым (кстати, экс-министром образования): кто внесет больше точных и нужных поправок в законы по вопросам развития науки в стране. Похоже, парламенту опять придется пересматривать бюджет страны, считает корреспондент медиапортала Сaravan.kz.

Дело не только в деньгах. Их в эту сферу выделяют из бюджета все больше и больше. Напомним, в прошлом году президент Токаев поручил увеличить инвестиции в науку. Главу государства услышали. Что именно предложили спикеры?

Справка «Каравана»

Бюджет науки в РК на 2023-2025 годы увеличен в 3,3 раза и составил 643 млрд тенге.

Итак, депутат предложил вести в законопроект норму, согласно которой кандидатам наук, преподавателям вузов со званием доцента должны ежемесячно выплачивать по 25 МРП в месяц. Докторам со званием профессора – 50 МРП (сегодня месячный расчетный показатель – 3692 тенге). И это еще не всё. Для ученых-преподавателей предусматривается творческий отпуск на год. Отпуск оплачиваемый. Но не чаще одного раза в 10 лет.

А если диссертация или теоретическое исследование, сделанные во время этого отпуска, оказались бесполезными с точки зрения практики? Через 10 лет такой «отпуск» можно повторить?

Также документ сулит уменьшение налогов до 50 процентов за научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы для предпринимателей, научных организаций и вузов. Поскольку главная цель проекта – «повышение активности предпринимателей в области инвестиций для развития отечественной науки стимулирование к внедрению результатов».

Ну и вишенка на чебуреке: «Законопроект предусматривает местным исполнительным органам право на реализацию государственной политики в области науки и научно-технической деятельности». Браво! Акиматы до сих пор не научились бороться с засухами и паводками. Если даже тремя руками возьмутся за науку всеми управлениями и отделами – что получится?

Ответ Саясата Нурбека не заставил себя долго ждать.

Суждены нам благие прорывы?

На прошлой неделе министр науки озвучил свои поправки-предложения в некоторые законы о науке и технологической политике. Там тоже много идеологии и популизма. Но в итоге все опять упирается в деньги. Куда? В «совершенствование системы управления наукой, усиление функционала Фонда науки по содействию в реализации программ по коммерциализации, преобразование Национальной академии наук, введение механизма по сбору, обработке и анализу научно-технической информации». А еще «расширение пакета социальной поддержки научных работников, в том числе молодых ученых».

Последнее требует расшифровки. Это льготы (какие именно? Не сказано. – Авт.) «в части приобретения жилья или на улучшение жилищных условий».

А за какие заслуги? Или взять финансирование научно-технической деятельности Национальной академии наук, преобразованной в главный научный орган страны. Давать деньги ей из бюджета по-прежнему будет правительство. А распоряжаться ими – Фонд науки при академии.

Будут ли у Казахстана Нобелевские лауреаты при многомиллиардных вложениях в науку

Грантовое финансирование научной деятельности? Министр обещает его на конкурсной основе. Кто будет назначать победителей? Фонд науки. Программно-целевое финансирование стратегических исследований, но не более чем на пять лет – тоже Фонд. Отлично придумано! А отвечать за исследования и технические разработки, которые не дали результата – опять налогоплательщики?

По словам г-на Нурбека, с 1990-х годов Казахстан потерял третье поколение советских ученых: 35 тысяч видных научных сотрудников уехали за границу. Но министерство науки с посольствами РК в разных странах «разработало базу данных из 680 молодых и опытных  ученых, которые работают в ведущих мировых вузах мира, чтобы поэксплуатировать их мозги… Теперь мы прорабатываем их возврат».

В качестве примера – профессор молекулярной биологии и генетики Мурат Сапарбаев, который командует лабораторией в Париже. В Казахстане у него шесть подопечных из университетов Аль-Фараби и Сатпаева. Сегодня же можно черпать задания, знания и опыт на удалёнке?

А готов ли сам Сапарбаев вернуться на родину? Есть сомнения.

Прокомментировать ситуацию «Караван» попросил педагога, кандидата наук, эксперта ЮНЕСКО Василия Шахгулари.

Все новое – отлично забытое старое?

— Василий Вачикович, ежемесячные доплаты ученым – теперь они должны бить в ладоши и плясать?

— А и в советские времена доплата за ученые степени была. Сегодня 25 и 50 МРП — не так много. Налоги и отчисления сократят эти «премии» на 20-30 процентов. Хочешь, не хочешь – отдашь. С учетом инфляции, ростом цен на еду, коммунальные тарифы… Идея, безусловно, правильная. Но у меня вопрос: а каким кандидатам и докторам эти выплаты? Тем, которые защищались еще во времена СССР? Да их все меньше. А те научные кадры, которые формируются сегодня? PhD – кандидаты наук? Сейчас огромное количество молодых людей с магистерской степенью. Как и чем их мотивировать на научную деятельность?

— Но они должны хоть чем-то себя проявить сначала?

— «Финансовая подушка» – хороший стимул.

— Вы, кандидат наук, вузовский преподаватель со стажем, вас можно поздравить с прибавкой?

— Рано, рано

(улыбается), закон еще не принят.

— А что скажете насчет оплачиваемого творческого отпуска?

— Правильное решение. Я сам прошел через эту проблему. Когда преподавал в вузе и защищал диссертацию, взял отпуск за свой счет на два месяца. Это в советское время было.

— Удар по семейному бюджету?

— Ну (вздыхает), было. Но творческий отпуск – полезная идея. Физически, психологически и с творческой точки зрения. При СССР это тоже было. Нельзя же биться на два фронта!

— На каком-то возможно поражение?

— Да на всех! Поэтому я за возвращение этой нормы. Надо, надо это вернуть.

— Есть предложение – снизить налоги для компаний, которые вкладываются в науку, в развитие новых технологий, научных центров.

— А почему забыли про такой удачный мировой опыт, как научные школы?

— Но в ряде вузов действуют научные центры, лаборатории.

— Не должно быть школ или центров КазНУ! Должны быть центры и лаборатории имени того ученого, который их возглавляет. Лидера направления, который собирает вокруг себя талантливую молодежь. Человек, который уже известен своими трудами.

— Как Билл Гейтс или Илон Маск?

— Именно! Гейтс, Маск – это уже не имена, а бренды. Айпады кто придумал? А компьютеры? Частная компания осваивает космос! Творческие люди идут не в популярную фирму, а к «мозгу», который даст им творческий посыл. В Казахстане тоже есть такие люди. Пока всего два (выбрасывает вперед указательный и средний пальцы)! Предприниматель Нурлан Смагулов собирает ученых, экспертов, специалистов в сфере автопрома. Он вкладывает в науку, в прорывные проекты свои деньги. Другой пример — Тимур Турлов. Он инвестирует личные средства в сфере IT

— Василий Вачикович, в Караганде, Усть-Каменогорске, Павлодаре, Актюбинске, Атырау, Жезгазгане, в стране много больших компаний, которые вкладывают деньги в разных сферах науки. И у многих есть свои научные центры – от угля и нефти до атома.

— Но в основном наш бизнес ориентирован на формулу «здесь и сейчас». Если снять с него часть налогов, чтобы не так накладно было инвестировать научные проекты, то, возможно, откроются новые перспективы. Мало желающих рисковать своими активами. Не надо бояться дать бизнесу эффективные преференции. Тут стоить обратить внимание на опыт Китая. Там эффектно поддержали наукоемкие исследования и конструкторские разработки. А два года назад расширили пакет налоговых льгот для компаний, которые инвестируют средства в эту сферу. А теперь эти льготы распространили даже на малый и средний бизнес!

— Министр Нурбек заявил, что планирует вернуть на родину ученых, которые когда-то покинули Казахстан.

— Да, за границей много ученых-казахстанцев, которые много лет назад покинули родину. Но вернуть их на зарплату 400-500 тысяч и премию в 25-50 МРП? Сами подумайте. Реально?

«Оценка науки в Казахстане: два с плюсом» — почему лучшие умы уезжают из страны

— А какой еще стимул им нужен?

— Только если их идеи будут монетизированы на родине. На практике! Каждый ученый хочет видеть реальные плоды своего труда. Других вариантов нет. Деньги на втором плане (утвердительно стучит пальцем по столу)! Повторяю, нам нужно создавать свои научные школы. И именно вокруг авторитетных ученых. Это мировая практика. Прежде всего в фундаментальной науке. Все эти надбавки с МРП – полумеры, игра в догонялки. Нужен научный подход к проблеме. Если, конечно, правительство реально думает, как простимулировать бизнес на развитие науки.

— Мажилисмен Аймагамбетов сказал, что в закон вводят понятие «научная этика». Попытка противостоять плагиату?

— Ох-х-х… Эту проблему давно обсуждали на разных уровнях. Вы же понимаете, что не все научные труды в Казахстане оригинальные (саркастическая улыбка)? С этой бедой надо бороться на законодательном уровне. Чтобы зарубежные коллеги не обвиняли нас в этом грехе. Надеюсь, данная мера позволит исправить ситуацию. Публикаций наших ученых в зарубежных журналах с высокими индексами много. Но наказывать за плагиат надо. Когда-то много лет назад я сам разрабатывал правила научной этики. Тогда идея не прошла. А потом одного министра на плагиате поймали. Надеюсь, в законах пропишут, как наказывать плагиаторов.

— Василий Вачикович, в завершение разговора. Почему в последние три года в «верхах» такая активность по вопросам образования и науки?

— Видимо, там (указывает на потолок) проанализировали ситуацию и поняли, что достигли какой-то точки кипения. Не зря же президент Токаев вернул Национальной академии наук прежний статус главного научного центра страны. Хотя у меня много замечаний по отдельным аспектам… Но это тема для отдельного разговора. То, что начали разрабатывать законы в области науки – приветствую. Но считаю, что в Казахстане должна быть национальная доктрина развития науки. Более жесткий документ, чем концепции, нацпроекты и законы.

P.S. Еще один преподаватель вуза, кандидат наук Кенжегали Омарбеков на просьбу прокомментировать законопроекты усмехнулся: «Я не знаю, в каком окончательном виде будут приняты эти законы. Но почему-то не уверен, что в результате у нас появятся люди калибра Илона Маска, Стива Джобса или Билла Гейтса. За деньги можно купить многое. Но точно не мозги. Нужны законы-стимулы, законы-сопроводители, законы-охранители. Иначе опять наступим на старые грабли».