Непростые судьбы
Данара всего лишь одна из жертв подобных отношений. Девушка выросла в актюбинской глубинке, окончила школу, поступила в колледж, проучилась год и перед началом 2-го курса убежала замуж. Родители несколько месяцев по казахским обычаям ожидали сватов с извинениями.
Вместо родственников со стороны зятя на пороге дома получили страшное известие, что их дочь повесилась. Безжизненное тело 20-летней Данары в сарае своего дома обнаружил свекор.
Это позже в ходе следствия станет известно, что годом ранее она познакомилась в “ВКонтакте” с атырауским парнем. В июне 2017 года он приехал в Актобе, чтобы встретиться с Данарой. Виртуальная любовь переросла в реальную, молодые решили пожениться. Вскоре она уехала в поисках счастья в Атырау, но регистрировать отношения жених не спешил.
Вскоре выяснилось, что пожениться они смогут, когда он получит… развод. У парня хоть и на бумаге, но уже была семья и двое детей.
В тот роковой день родителей мужа не было дома, он был на поминках в Уральске. Сначала “супруга” отправила ему эсэмэску: “Дорогой, прости меня”. А через два часа раздался звонок о ее смерти. Это не единственный случай, когда жертвой подобных отношений, “заключенных” на небесах, становились женщины и дети.
Их унижают и бросают на произвол судьбы некогда любимые мужья, их не принимают родные. Благо дело, что последние несколько лет им есть куда пойти.
Коттедж, в котором расположен Дом мамы, ничем не отличается от других, расположенных по соседству. Высокий забор скрывает от посторонних глаз внутренний двор. За входной дверью – тишина, а в доме слышны женские голоса, детский смех, вкусно пахнет выпечкой. "Почему спасать семью в Казахстане может быть опасным" — феминистка
На первом этаже девушки суетятся на кухне. На второй этаж может попасть далеко не каждый: в нескольких спальных комнатах живут девять мамочек с карапузами. Условия максимально приближены к домашним. Есть у них и мама – координатор общественного фонда “Ана үйі” Тансулу ЛАКОВА.
К слову, актюбинский Дом мамы открылся в числе первых в Западном регионе, всего таких социальных домов в Казахстане – 25.
“Проект призван помочь молодым женщинам, оказавшимся с ребенком на руках. Наша цель – снизить количество сирот в Казахстане и дать женщине шанс на нормальную жизнь. Благодаря неравнодушным предпринимателям более 3 700 детей не попали в детские дома, а 2 400 участниц нашего проекта воссоединились со своими семьями. Женщинам предоставляются жилье, питание, психологическая помощь и медицинское обслуживание. Каждая из подопечных проходит обязательное профессиональное обучение: во всех домах мамы есть швейные мастерские и компьютерные классы”, – отметила Тансулу Лакова, подчеркнув, что фонд предотвращает 70 процентов потенциальных отказов от детей.
Представители проекта постоянно общаются с персоналом родильных домов. Врачи ставят их в известность, если на горизонте появляется потенциальная мама-отказница. Координатор и психолог пытаются убедить женщину, предлагая ей пожить некоторое время в Доме мамы с малышом. Ей помогают оформить документы, в том числе по установлению отцовства ребенка и пособие на ребенка. За 5 лет оказана помощь 142 женщинам.
Ох уж этот менталитет
“Я пришла в Дом мамы, когда заболела дочь. Сначала приходила как волонтер, помогала, чем могла. Вскоре мне предложили возглавить проект. Согласилась. Решила: я помогу этим девочкам, а Бог поможет моей доченьке выздороветь. Когда ее не стало, Дом мамы стал для меня отдушиной, семьей. Каждое утро я бегу к своим детям и внукам, а не на работу. Как их можно не любить и не принять? В чем их вина?
Как родители реагируют на новость о беременности? Что я скажу родным, а как соседям-то в глаза смотреть? Почему-то для нас важны не желания и чувства детей, а мнение окружающих.
Так они и остаются со своими проблемами один на один, без поддержки и денег. А мы помогаем девушкам наладить связь с родственниками. Даже выдаем их замуж”, – рассказывает Тансулу Загитовна, добавив, что многие участницы нашли свои половинки и счастливы в браке.
142 судьбы
У каждой из тех, кто в течение полугода находился под крышей этого дома и пытался наладить жизнь, непростая, наполненная болью, обидами судьба. Но и в ней есть место надежде, вере и любви.
“Я была замужем пять месяцев, хотя назвать наши отношения браком вряд ли можно… На то он и гражданский. Часто ругались из-за пустяков. Как-то после очередного скандала собрала свой “тревожный чемоданчик” и съехала к подруге. Он будто только этого и ждал. А ведь знал, что вот-вот рожу. Поздравила его с рождением сына, но за мной в роддом он так и не пришел. Идти мне было некуда. Я выросла в многодетной семье, родители живут в поселке, думают, что их дочь учится в колледже, окончит, пойдет работать и начнет помогать им выбраться из нищеты, а тут я с ребенком на пороге отчего дома? Решила не обрекать его на жалкое существование и отдать в дом малютки “Үміт”. Но, слава богу, что в роддоме появился координатор из Дома мамы и убедил меня не совершать эту ошибку”, – вспоминает Динара.
Таких историй в Доме мамы – 142. Каких трудов стоит психологу помочь мамам поверить в свои силы, известно только ему. В основном душераздирающие истории про обманутых девушек заканчиваются хеппи-эндом. Конечно, многое зависит от самих участниц.
Взять хотя бы Зарему. До 17 лет она жила с бабушкой в Узбекистане, приехала к маме в Актобе.
Вскоре мать “устроила” личную жизнь несовершеннолетней дочки, отдав ее первому встречному за калым в 200 тысяч тенге. 40-летний мужчина разбил мечты о счастливой жизни.
Новоиспеченный жених имел печальный опыт и поэтому не торопился оформлять отношения с Заремой официально. И без того покорную супругу он жестоко наказывал за малейшую провинность.
“Когда она в очередной раз попыталась поставить точку в этих отношениях, он предложил зарегистрировать брак. Ради детей она дала ему последний шанс, но чуда не произошло. К нам позвонили чужие люди, рассказали о том, что молодая женщина нуждается в помощи. Мы привезли ее сюда, прожив несколько месяцев в Доме мамы, она с ребенком уехала из города”, – говорит Тансулу Лакова.
Выбирайте правильных парней!
Жить в Доме мамы они могут в течение полугода. Уборка, готовка, уход за детьми – на девушках. При необходимости могут, оставив ребенка под присмотром, учиться и даже работать. Пособие на малыша и заработок можно копить: все необходимое, вплоть до памперсов, закупается на средства мецената.
Ни одна из участниц, покидая проект, не выпадает из поля зрения, утверждает координатор.
“Со всеми продолжаем поддерживать связь, следим за их судьбой. По договору, если девушка, ушедшая в свободное плавание, все же оставит ребенка, она должна будет оплатить проживание. Но у нас, к счастью, таких случаев не было. Я бы посоветовала девушкам выбирать правильных парней. К сожалению, многие не настроены на серьезные отношения, не хотят брать на себя ответственность.
Мамам нужно находить время для дочерей и уделять им больше внимания, не стесняясь, говорить с ними об отношениях с сильным полом.
Нас воспитывали в строгости, запрещали даже улыбаться парням, смотреть им в глаза. Мое личное мнение: девушки не должны переступать черту в отношениях, пока дело не дойдет до свадьбы. Вот тогда не будет таких печальных историй”, – советует Тансулу Лакова. Меня использовали в качестве суррогатной матери — жуткие откровения казахстанки
Кстати
По данным внештатного детского гинеколога управления здравоохранения Салтанат ТУБУЛБАЕВОЙ, в 2018 году в области забеременела 101 девочка до 18 лет. Прервали беременность 6 девушек-подростков.
Безбрачное соединение
“Ислам призывает сохранить семью и относиться к браку с ответственностью. Супругам разрешают развестись только в определенных случаях, когда нет другого выхода, кроме развода.
Брак, который не зарегистрирован ни по шариату, ни в РАГСе, называется “безбрачным соединением” и считается тяжким грехом.
В гражданском браке нет осознанного понятия ответственности за создание и дальнейшее сохранение семьи, а также за рождение ребенка, что не соответствует ни шариату, ни Закону РК “О браке и семье””, – прокомментировали в областной центральной мечети “Нұр Ғасыр”.
Актобе