Кто отвечает за имидж?
Не так давно один из работников госорганов сказал с упреком: “Что же вы нас так не любите? В каждой статье хлещете наотмашь: “Чиновники, чиновники!”.
Искренне удивилась: разве слово “чиновник” – это оскорбление?
– Звучит с негативным оттенком, – дипломатично ответил мой собеседник. – Напишите “госслужащий”, и отношение к нам будет другим.
Я задумалась: действительно ли все те, кто называет государственных служащих чиновниками, способствуют принижению их имиджа? И решила опросить на этот счет карагандинских общественников и активистов.
– Народ к госслужащим и правда относится не очень хорошо, – высказал свою точку зрения один из учредителей ОО “Общество содействия автомобилистам” Василий КЛИМАКОВ. – Думаю, это не всегда заслуженно, поскольку лично встречал очень компетентных, профессиональных чиновников. Но в большинстве своем они не соответствуют высоким стандартам управленцев, отсюда и негативное отношение к чиновникам в целом.
А вот член комитета общественного доверия при маслихате города Караганды Валентина МАХОТИНА считает, что слово “чиновник” вызывает у карагандинцев не столько негатив, сколько сочувствие.
– С одной стороны, у людей, ищущих возможности решить проблемы, возникает чувство негодования: почему столько бюрократии в системе государственной службы, откуда равнодушие и халатность? С другой – мы все понимаем, что зачастую чиновник на своем месте ничего не решает, он просто винтик в общем механизме. Но в результате народ и чиновники у нас действительно находятся как бы по разные стороны барьера.
Другие опрошенные отвечали практически так же: государственные служащие сформировали свой имидж сами.
Прокурорская статистика
Прокурорская статистика подтверждает мнение народа. Недавно, выступая с отчетным докладом, прокурор Карагандинской области Аскар СЕКИШЕВ привел впечатляющие цифры: “В сфере борьбы с коррупцией возбуждено пять уголовных дел, к дисциплинарной ответственности привлечено семнадцать должностных лиц, из них четыре руководителя уволены с занимаемых должностей: аким пос. Карагайлы, начальник отдела экономики и финансов Актогайского района, два руководителя учреждений образования. Возбуждено девять уголовных дел в отношении должностных лиц акиматов Караганды, Балхаша, Жезказгана, Абайского, Нуринского районов и органов внутренних дел Шетского района. Отменено порядка восьмисот (!) незаконных правовых актов местных исполнительных и контролирующих органов, органов внутренних дел…”.
Если прибавить к этому списку статистику дисциплинарного совета Агентства РК по делам государственной службы по Карагандинской области, то ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, становится очевидным.
Дела чиновничьи: от мата до коррупции
Ранг госслужащих, попадающих в поле зрения компетентных органов за неблаговидные деяния, значения не имеет. В прошлом году под следствием оказались экс-акимы Караганды и Карагандинской области Мейрам СМАГУЛОВ и Бауржан АБДИШЕВ. И за компанию с ними – бывший министр обороны Серик АХМЕТОВ, который, по версии следователей, проштрафился в бытность свою главой индустриального региона.
На карагандинских чиновников низшего и среднего звена идет поток жалоб – за взятки, хамство, недобросовестное отношение в работе с обращениями граждан и т. д. и т. п. И если раньше на руководителей отделов и управлений жаловались преимущественно их подчиненные (достаточно вспомнить случай с заместителем акима города Сарани Гульмирой БЕДЕЛЬБАЕВОЙ, которую наказали за нецензурную брань в отношении своих подчиненных, или инцидент с главным государственным инспектором труда Аскербеком ШЫНТАСОВЫМ, который обзывал своих сотрудников “свинопасами” и “хохлами”), то теперь и простые карагандинцы не согласны мириться с чиновничьим произволом.
Наказан, но не раскаялся…
Почти полгода участники и организаторы “круглого стола” на тему “Сколько стоит бесплатное образование?”, прошедшего в сентябре прошлого года, добивались наказания для заместителя начальника горОО Караганды Ахата МЕШТАЕВА. По их мнению, тот вел себя некорректно: перебивал других участников, повышал голос, заявлял, что детям в школах не нужны ни бесплатные учебники, ни обеды, ни другая материальная помощь.
– Мы обратились с заявлением в дисциплинарный совет Агентства по госслужбе Карагандинской области, – рассказал второй секретарь Карагандинского обкома КНПК Тимур САЙФУЛЛИН. – Во-первых, потому что многие участники мероприятия возмущались поведением этого чиновника. Во-вторых, потому что нас возмутило как его поведение, так и высказывания вроде “если родителям не хватает денег, пусть сменят работу”. Считаем, что чиновник такого уровня должен тщательнее относиться к своим публичным высказываниям!
Дисциплинарный совет после долгих разбирательств недавно все же признал замначальника горОО виновным и вынес ему порицание. Заявителей такое решение госоргана вполне устроило, но от чиновника они ждали извинений. Увы, не дождались.
– Извиняться не собираюсь, – сказал Ахат Мештаев, с которым мы связались по телефону. – В решении дисциплинарного совета ничего не сказано об извинениях. Может быть, и проявил излишнюю эмоциональность, но от всего сказанного мной на “круглом столе” не отказываюсь.
Как говорится, без комментариев… А обижающимся на слово “чиновник” слугам народа хочется сказать: не слово формирует отношение к вам народа, а ваши дела.
Караганда