Почему Бавария от Белой олимпиады отказалась - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему Бавария от Белой олимпиады отказалась

Почему Бавария от Белой олимпиады отказалась

Минувшей осенью власти богатейшей земли ФРГ – Баварии – повсюду устанавливали стенды с портретами депутатов и членов правительства – тех, кто призывал на референдуме проголосовать за Олимпийские игры-2022 в Мюнхене. Деньги на наглядную агитацию были потрачены немалые. Но результаты народного голосования чиновников сильно обескуражили...

  • 6 Декабря 2013
  • 2979
Фото - Caravan.kz

Мегаполис защищает свои “зеленые легкие”

Общественность в лице многочисленных природоохранных и прочих гуманитарных организаций для контрпропаганды использовала не столь затратные средства. Плакаты рядовых горожан зачастую крепились на каркасы из старых, не однажды побывавших в употреблении реек. Но они были повсюду, где мэрия устанавливала свои дюралюминиевые конструкции. Призывая вместо навязываемоего властью “да!” подчеркнуть в бюллетенях “нет!”.

Более обстоятельно и убедительно народный протест обосновывался выкладками в Интернете: предстоящая вырубка двух тысяч деревьев ради новых спортивных сооружений, казенные траты в три с небольшим миллиарда евро, возможное повышение загазованности на дорогах, рост цен за проживание, бытовые неудобства для местных жителей и т. п.

Такой обстоятельный и разносторонний подход к значимому для общества делу у немцев типичен. Чиновники в Германии вынуждены спрашивать мнение коммун, привыкших управлять жизнью своего района самостоятельно. Выборная власть здесь обязана загодя разъяснять, уговаривать народ и даже отказываться от иных очень важных замыслов, в том случае если избиратели данные планы не одобряют.

Вот и в этот раз, все взвесив, рядовые граждане сильно огорчили власть имущих. Противников зимней Олимпиады у подножия Альп оказалось больше, чем сторонников. Пусть и всего на 2,1 процента, но больше. Это далеко не первый раз, когда амбициозные планы правительства Баварии и мэрии Мюнхена наталкиваются на сопротивление избирателей: государству приходилось уже отказываться и от планов строительства сверхскоростного поезда на магнитной подушке до аэропорта, и от новой взлетной полосы, с которой самолеты пойдут над тихим доселе поселком…Герр Зеехофер, министр-президент крупнейшей и богатейшей федеральной земли, не скрывал своего разочарования. Но сказал в прямом телеэфире: “Мы и в дальнейшем при разработке важнейших, финансово затратных проектов будем считаться с мнением наших избирателей. Именно налогоплательщики нанимают управленцев на работу и оплачивают те либо иные градостроительные инициативы из своего кармана. Выбирая ориентиром важнейшие приоритеты насущной жизни”.

Вместо отвалов – рощи

“Важнейший ориентир” для мюнхенцев – приумножение зеленого убранства города. Экология – это вообще тема номер один для большинства жителей ФРГ. Вспоминается “германская Караганда” под названием Бохум. Еще в 1784 году по приказу короля Фридриха на отвалах шахт стали высаживать ольху. А теперь как в центре города, так и на его окраинах разбито множество садоводческих товариществ, в которых блаженствуют, иного слова и не подберешь, бывшие германские горняки. Почему бывшие? “Караван” не однажды уже писал об этом. Следуя примеру Англии, немцы сочли угледобычу нерентабельной и практически покончили с этой отраслью.

Столь же идиллически выглядит сегодня промышленный восточногерманский регион Вольфен – Дессау – Виттенберг. С 1839 по 1992 год это был центр химической и угольной промышленности, превращенный в запыленный “лунный ландшафт”.

После исчезновения ГДР из 500 экологически неблагополучных предприятий 400 закрыли. Оставшиеся подверглись кардинальной модернизации, избавившей атмосферу от вредоносных выбросов. Процесс, занявший полтора десятка лет, сопровождался множеством проблем. Только добытчиков бурого угля, производителей цемента и токсичных реактивов в этих трех городах сократили около 60 тысяч человек. Естественно, не все они после перепрофилирования получили не менее оплачиваемые должности. Но в итоге выиграли все. Население Биттерфельда, в частности, все активнее вовлекается в обслуживание туристов. Громадные карьеры, оставшиеся после добычи бурого угля, превращаются в живописные озера с парусным флотом и пляжами.

Всего государственной программой пре­дусмотрена рекультивация почти пятисот объектов. Из казны компенсируется треть расходов. Остальное – полагаясь на собственные силы. А они у провинциальных коммун очень даже нехилые. Пример с отказом от Олимпийских игр – тому подтверждение.

Арифметика в пользу здоровья

Экология для Германии – это святое. Немцы тратят на охрану окружающей среды чуть ли не больше всех в мире. Свыше 20 процентов экспортируемой сейчас Германией продукции – это технологии, оборудование и средства для поддержания здорового равновесия в природе. США отдают на охрану природы 1,3 процента своего ВВП в год. Вторая по экономическому могуществу страна, Япония, – один процент. Германия же “отстегивает” на сохранение своих лесов, полей и рек без малого 2 процента валового внутреннего продукта. В среднем – от 20 до 25 миллиардов евро в год! Все больше городов ФРГ вводят зоны с очень жесткими транспортными ограничениями. Так, в центр Берлина, как и в наиболее многолюдные районы Кёльна, Ганновера, допускаются лишь автомобили, получившие на лобовое стекло специальные карточки.

Зеленая, самая престижная этикетка дает понять, что авто имеет усовершенствованный двигатель внутреннего сгорания, подпадающий под экологический стандарт класса “Евро-4” и “Евро-5”. Транспорт с уже устаревшими здесь стандартами “Евро-3” и “Евро-2” получил желтую и красную “окраску” – это своего рода уведомление о грядущем запрете даже таких, по казахстанским меркам стерильных, двигателей.

Это лишь малая часть тех мероприятий, что довольно давно начаты в рамках программы Евросоюза под названием “Чистый городской транспорт Европы”. В испанской столице уже обкатали комфортабельные маршрутные семидесятиместные автобусы нового поколения. Точно такие же недавно вышли на улицы Рейкьявика, Барселоны, Лондона, Амстердама, Стокгольма, Люксембурга, Штутгарта, Гамбурга… Это общественный транспорт на водородном топливе. По сравнению с другими видами у него самая высокая энергетическая плотность. Килограмм водорода обладает такой же энергией, как 2,8 килограмма бензина! Но самое главное, использование водорода не дает выброса углекислого газа и других вредных веществ. Вот почему страны ЕС уже выделили 21 миллион евро для создания сети автозаправочных станций под водородные автомобили.

Дальновидные бизнесмены почувствовали – время бензиновых и дизельных двигателей, как бы их ни совершенствовали, уходит в прошлое. Сохранение здоровья нации заставляет внедрять совсем иной транспорт. И отказываться порой, как это только что случилось на референдуме в Мюнхене, от очень престижных, но весьма обременительных забав.

Мюнхен – Бохум