Отечественный фармацевтический рынок начинает лихорадить. Нет, речь идет вовсе не об очередном кризисе, как раз наоборот – год от года объем импорта лекарств возрастает, в 2006 году, например, он составил более 550 миллионов долларов.
Но чем больше объемы – тем больше проблем. Так, сегодня, по мнению менеджеров фонда устойчивого развития “Казына”, контроль за качеством лекарств очень слабый, система закупок беспорядочная и хаотичная – 20 процентов лекарств закупается на республиканском уровне, 80 – на местном, медицинским учреждениям негде хранить поставляемые лекарства, а цены на медикаменты сильно разнятся по регионам.
И фонд “Казына” предлагает решить все проблемы одним махом.
Каким образом? Созданием единого государственного центра дистрибуции лекарств.
А для начала планируется построить в стране шесть-семь фармацевтических складов, с которых медикаменты будут оперативно доставляться в больницы.
По малайзийскому пути
По словам заместителя председателя правления ФУР “Казына” Максата Кабашева, предложение о создании единой системы закупок и дистрибуции лекарственных средств государственным медицинским учреждениям появилось после тщательного изучения опыта западных и успешно развивающихся стран.
– Мы предлагаем сделать рынок госзакупок прозрачным, отвечающим передовым западным стандартам надлежащих практик по закупкам, хранению и дистрибуции лекарств, – заявил он.
Авторы проекта считают, что новая система станет препятствовать подкупу врачей фармацевтическими компаниями и лоббированию неоправданно дорогих лекарств, позволит закупать лекарства по справедливым ценам у дистрибьюторов и импортеров, а также навести порядок в сфере хранения и логистики лекарств по всему Казахстану.
В качестве железного аргумента приводился сравнительный анализ цен на препарат индап, который на севере страны стоил 360 тенге, а на востоке – 1003 тенге за упаковку.
Менеджеры фонда “Казына” утверждают, что “некоторые медикаменты реализуются государству по ценам, в десятки раз превышающим общемировые”. И полагают, что предложенная ими реформа остановит спекуляцию на рынке государственного лекарственного обеспечения.
– Цены, мы ожидаем, упадут минимум на 20–25 процентов и будут расти на уровне инфляции… Мы говорим о ценах в системе государства, – подчеркнул зампредседателя фонда.
– Созданная компания будет тесно работать с производителями лекарств и дистрибьюторами, добиваясь минимальной цены, лучших условий поставок лекарств, а также заключения наиболее выгодных для государства контрактов, – пояснил менеджер по проектам фонда “Казына” Арнур Нуртаев.
Однако подобные оптимистические заверения вызывают недоверчивые улыбки у участников рынка. В стране существует сеть национальных региональных дистрибьюторов, которые работают с производителями лекарств на протяжении 10–15 лет. У них сложилась история взаимоотношений. И менеджерам нового проекта будет довольно сложно заключить договора с более чем сотней мировых производителей медикаментов.
Кто устанавливает цены?
Если говорить о государственных закупках, то поставки лекарств в лечебные учреждения страны сегодня составляют около 30 процентов от объема всего фармацевтического рынка. Фактически фонд “Казына” предлагает создать монополию, в центре которой окажется некая компания (доля государства в этом проекте будет составлять около 30 процентов), которая на немалые бюджетные деньги создаст фактически с нуля новую систему поставок лекарств по Казахстану.
По мнению директора одной из компаний, сама идея создания единого логистического центра с его филиалами в разных областях и складами для хранения продукции весьма заманчива. Особенно если учесть, что у многих больниц нет условий для правильного хранения лекарств. Но ломать систему, которая строилась на протяжении многих лет и успешно функционирует, – ошибка.
Жанат Омаров, генеральный директор группы компаний “Медсервис-плюс” вообще подвергает сомнению возможность решения существующих проблем в рамках представленного фондом “Казына” проекта.
– Если главная цель проекта – диверсификация экономики, то господа из фонда занимаются не своим делом, – считает он. – На деле за счет бюджетных средств создается коммерческий проект, который будет владеть монопольным правом обеспечения лекарствами государственных учреждений. Монополия никогда еще не приносила выгоды конечному потребителю ее продукции. До 1995 года у нас в стране существовала государственная компания “Фармация”, в результате деятельности которой цены на лекарства взлетели до небес, а ассортимент был недостаточным.
Сегодня цены на лекарства по госзакупу формируются в жесткой конкурентной борьбе поставщиков. Этого не будет, если на рынке будет лишь один оператор.
А проблемы, которые существуют на рынке медикаментов, можно решить менее затратными способами.
Например, бороться с высокими ценами на лекарства можно с помощью Закона “О лекарственных средствах”. Министерство здравоохранения может установить некие средние цены, выше которых продавать лекарства нельзя.
Кроме того, сегодня существует так называемая бюджетная цена – она складывается на основе тех цен, по которым лекарства закупались государством ранее у дистрибьюторских компаний в результате тендера. Если же у нас будет единая система дистрибуции, речи о каком-либо тендере не будет. Компания, созданная фондом “Казына”, будет монопольно устанавливать цены.
Между тем, по мнению начальника отдела лекарственного обеспечения департамента здравоохранения Алматы Ларисы Кузнецовой, сегодня понятия “государственное регулирование цен” практически не существует, – это можно делать лишь в условиях существования монополий, у нас же все законодательство по лекарственному рынку направлено на его демонополизацию, чтобы от воли одного поставщика не зависела жизнь конечного потребителя продукции – больного:
– Мы подходим к этому вопросу только в части регулирования цен на амбулаторный опт. Как раз бюджетная цена или расчетная цена, которую мы представляем в каждом конкурсе, это тот рычаг, благодаря которому мы покупаем или не покупаем тот или иной препарат. В тендерах только по одному наименованию лекарства у нас порой участвует 25–30 поставщиков. На основе чего государство будет устанавливать низкую цену, если не будет конкуренции?
Кошелек или жизнь?
Первоначально в качестве концессионера была заявлена некая малайзийская компания. Авторы проекта исходили из того, что 15 лет назад стартовые условия в этой стране были похожими на казахстанские реалии и у них уже был реализован похожий проект.
Но по прошествии времени авторы проекта заявили, что концессионером в проекте выступит отечественная компания либо это будет некое совместное предприятие.
Похоже, что метания “Казыны” вызваны скорее сыростью проекта и желанием поскорее освоить выделяемые государством средства. Ведь на кону стояла цифра в 140 миллионов долларов. Главная задача – взять деньги, а там что-нибудь да нарисуется.
Правда, за всей этой шумихой по поводу перераспределения рынка лекарств так и остался непонятным вопрос: когда же пациенты больниц станут получать качественные лекарства, пусть даже в ущерб кошельку? Ведь в погоне за низкой ценой качество медикаментов зачастую оказывается на последнем месте.
Жанар КАНАФИНА