Разделяем мусор, делим деньги…
Около 10 лет в столице велись разговоры об открытии мусороперерабатывающего завода. Наконец нашелся инвестор – на заемные 36 миллионов евро комплекс был построен.
Работает предприятие уже более 5 месяцев, и каждые сутки сюда завозится 600–700 тонн мусора. Отходы сортируют: извлекают пластик, полиэтиленовую пленку, бумагу, стекло, металл и прочие пригодные для дальнейшей переработки материалы. На шести дополнительных производствах пластиковые отходы перерабатываются в крошку, из бумаги и картона делается эковата – изоляционный материал.
– В перспективе планируем поставить биогазовую установку и вырабатывать альтернативную электроэнергию, 3,5 мегаватта в час можно получать, – рассказывает генеральный директор завода Егор ЗИНГЕР.
Однако все упирается в средства. Прибыльной промышленная утилизация мусора быть не может, убежден Егор Николаевич. Изначально предполагалась поддержка не только инвесторов, но и государства. Но войти с муниципальными деньгами в проект, разделив при этом и риски, местная власть не спешит. Не отработана и схема распределения тарифных средств, собираемых с населения и предприятий. Заводу, который принимает и перерабатывает все отходы, отчисляется лишь 17 процентов от тарифа. Остальные деньги получают мусоровывозящие компании и полигон по хранению отходов. Эту схему, как и отношение к мусороперерабатывающим заводам вообще, считает глава предприятия, следует пересмотреть. Причем на законодательном уровне. Иначе судьба строительства мусороперерабатывающих заводов в стране печальна: инвесторов на таких условиях не будет.
Златые горы Алматы
Мусор давно уже стал полноправным элементом городского пейзажа. По данным акимата города, ежегодно Алматы производит более 600 тысяч тонн мусора. Или 1,5 тысячи тонн ежесуточно. Три акима – Виктор Храпунов, Имангали Тасмагамбетов и Ахметжан Есимов – каждый на свой лад пытались решить эту проблему. Но так и не сумели этого сделать.
В 2004 году Виктор ХРАПУНОВ открыл на месте бывшего мусороперерабатывающего завода коммунальное предприятие “Мусоросортировочный пункт”. Основная идея была простой – изъять из мусора все ценное (металл, стекло, пластик и бумагу), все остальное герметично запрессовать в полиэтиленовую пленку лет на 50. Была куплена шведская установка за 189 миллионов тенге (способная переработать до трети всего мусорного потока города), еще 80 миллионов ушли на реконструкцию завода. Но завод встал из-за недостатка финансирования.
Кубы запрессованного мусора стоят как памятники этому заводу до сих пор. Но, по словам руководителя движения “Табигат” Мэлса ЕЛЕУСИЗОВА, они уже превратились в замечательные дома… для крыс и мышей. “Они там прорыли себе ходы сообщения и живут припеваючи. Еды у них много. Тепло. Что еще надо для жизни?” – рассказал он “Каравану”.
Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ, будучи акимом Алматы, поддержал строительство мусороперерабатывающего завода, он был запущен 11 декабря 2007 года. Мощность комплекса позволяла перерабатывать до 90 процентов от всех отходов мегаполиса. Стоимость проекта – 28 миллионов евро.
Правда, акимат не помог решить один простой вопрос: как заводу зарабатывать деньги? В итоге мусор на завод приходил в прессованном виде, совершенно непотребном, изгаженном подгнившими остатками продуктов, рассказал М. Елеусизов. Работникам за такой неприглядный труд платили мало. А в 2010 году власти города прекратили финансирование завода, около 300 человек были отправлены в отпуска без содержания.
Ахметжан ЕСИМОВ пошел путем простым, но проверенным: не замечать проблему. Правда, вскоре свалки и город подошли друг к другу вплотную. Стали возникать мусорные скандалы, связанные с вывозом и складированием. Последний из них, вокруг свалки у аэропорта, привел к конфликту с транспортной прокуратурой. Тогда было решено перенести этот полигон на 16 километров от города. Еще один полигон будет создан в 60 километрах от города.
– Здесь будет скапливаться поистине дорогой мусор, – считает М. Елеусизов. – Только его перевозка сделает отходы безумно дорогими. Нужно создавать механизмы раздельного сбора отходов, чтобы предприятию было легче и выгоднее извлекать из него полезные элементы. Все остальное будет, по сути, пустой тратой денег из бюджета.
Шины тоже мусор…
Недавно в Кызылорде началось строительство завода по утилизации старых автомобильных покрышек.
Каждый сезон автолюбители региона активно “переобувают” своих “железных коней”. А старые складируют вдоль автомобильных дорог. Периодически шины кто-нибудь поджигает, отравляя воздух. Теперь появилась надежда, что хоть этот вид мусора можно будет перерабатывать с выгодой.
Из отслуживших автомобильных шин получат чистое сырье для производства различных изделий – трубок почвенного орошения, резиновой крошки для добавления в асфальтобетон, резинового гранулята на травмобезопасные покрытия детских и спортивных площадок.
– Открыть завод планируем в сентябре, – рассказывает директор предприятия Бижан ЖАНАМКУЛОВ. – Стоимость проекта – 430 миллионов тенге.
Мусор атакует акимат!
В Павлодаре вот уже 12 лет обещают построить завод по переработке отходов, в который пока ни один инвестор не готов вложить 50 миллионов долларов.
С 2001 года, когда было объявлено о планах по возведению подобного предприятия, сменилось пять акимов области и столько же градоначальников, но первый колышек завода так и не вбит. Объемы мусора увеличиваются как в городах, где растет производство на больших и малых предприятиях, так и в селах, где горы отбросов на виду.
Как сообщил на днях директор областного департамента экологии Абдигани АТЫМТАЕВ, в регионе узаконено всего пять из 412 полигонов бытовых отходов. Ежегодный прирост мусора в области – 485 тысяч тонн отходов, и большая часть этого вывозится на нелегальные свалки. В результате бюджет края недополучает 2,5 миллиарда тенге. В марте аким Павлодарской области Ерлан АРЫН заявил, что в регионе “свалок – миллион”.
– Город превращается в большую свалку! Ждете, чтобы она к акимату области подошла?! – ругал Е. Арын подчиненных.
Денег так и не нашли
В Семее идея строительства мусороперерабатывающего завода несколько лет подряд была идефиксом. В 2009 году тогдашний аким города Мейрамхат АЙНАБЕКОВ на отчетной встрече с населением заявил, что “в ближайшей перспективе в Семее будет построен мусороперерабатывающий завод стоимостью 43 миллиона долларов”.
Вскоре депутат городского маслихата Рафаил ХАЗИПОВ публично заявил о необходимости внести проект будущего мусороперерабатывающего завода в так называемую Карту индустриализации Казахстана. Летом 2010 года акимат Восточно-Казахстанской области и АО “Национальное агентство по экспорту и инвестициям Kaznex Invest” подписали меморандум о сотрудничестве в сфере привлечения инвестиций в регион. Первый обязывался сообщать о проектах, второй – предоставлять эту информацию потенциальным инвесторам. В присутствии заместителя председателя правления Kaznex Invest Тимура НУРАШЕВА состоялась презентация двух первых инвестиционных проектов, один из них – строительство мусороперерабатывающего завода в Семее.
Но помпезный проект не воплотился в жизнь. Инициаторы так и не смогли найти инвесторов, желающих вложить деньги в переработку мусора. И сегодня о былых планах уже никто не вспоминает.
А мусор не кончается!
Мусорными делами в Уральске нынче заправляет гражданин Германии по фамилии Вайзер. С ним местные власти в прошлом году заключили договор и создали совместное предприятие, которое заменит спецавтобазу по вывозу и переработке мусора.
Все, казалось бы, прекрасно – новоиспеченное предприятие заказало евроконтейнеры, каждый стоимостью 95 тысяч тенге, автомобили по перевозке мусора. Да и вывозят, вроде, мусор чуть ли не по два раза в день – но такое ощущение, что его становится еще больше и город превращается в стихийную свалку. На возмущение горожан чиновники реагировали нервно. Но когда сами вышли в рейд – убедились, что ситуация и впрямь сложная.
Однако представители предприятия “Орал таза сервис” в происходящем обвиняют бизнесменов, которые не платят за вывоз мусора и не заключают договора. Не лучше, по их словам, ведут себя и простые жители, которые умудряются выбрасывать в контейнеры бытовую технику и старую мебель.
Перевоспитывать граждан власти решили штрафами.