Десять лет назад Казахстан вступил на скользкую, непроторенную дорогу рыночной экономики, беря с собой в светлое будущее старый багаж, цены которому не знал. Полным ходом в стране шла приватизация, страну покупали оптом и в розницу, благо, что по дешевке. Хотя и сейчас не редкость, когда оставшуюся госсобственность можно прикупить по сходной цене.
Дело в том, что за последние 10 лет в республике так и не удосужились провести переоценку приватизированной государственной собственности, основных фондов и активов. В бытность Советского Союза подобная переоценка проводилась каждые десять лет и была столь же традиционной, как перепись населения. Последняя переоценка методом прямого пересчета была проведена у нас в конце 60-х годов, и на ее основе были утверждены цены 1969 года. Последующие переоценки 1984 и 1991 годов ничего общего с предыдущей не имели, поскольку уже проводились методом индексации. Надо заметить, этот метод из-за укрупнения нормативов привел к большим перекосам в себестоимости отраслей, объектов и усугубил проблему неэквивалентного обмена.
А тут еще «случился» переход на национальную валюту… В результате всех, по сути крайне необходимых, рыночных перемен сегодня на балансе различных предприятий числятся активы, стоимость которых не имеет никакого экономического смысла.
Дабы приблизить балансовую стоимость к реальным ценам, правительство страны в 1995 году принимает постановление, согласно которому предприятиям разрешается производить оценку основных средств путем прямого перерасчета по рыночным ценам. Но два года спустя, в 1997 году очередным постановлением хозяйственным субъектам дается право самостоятельно принимать решения о порядке и правилах индексации основных фондов в соответствии с законодательством. Вот только непонятно, с каким законодательством? Ведь до сегодняшнего дня законодательно не установлены правила оценки и переоценки основных фондов. И потому сегодня отнюдь не редкость, а скорее норма факты искажения отчетных данных, сознательное занижение или завышение стоимости имущества (в зависимости от необходимости), нерациональное использование ресурсов, территорий и т.д. Зачем придумывать схемы укрытия от налогов, когда существует совершенно официальная? Занижай — и действуй.
В Гражданском кодексе (статья 257) сказано о том, что «при прекращении права собственности (смене хозяина) имущество оценивается исходя из его рыночной цены». Но никто из новых владельцев после покупки не переоценивает свою собственность. Не нужно быть экономистом, чтобы понять, к чему приводят подобные оценочные метаморфозы: это огромные недопоступления налогов в госбюджет.
По мнению профессиональных оценщиков из Института оценки уже давно назрел вопрос о принятии правительством решения об обязательной переоценке основных фондов после приватизации. По предварительным подсчетам эта мера позволит увеличить налогооблагаемую базу имущества в целом по Казахстану в среднем в 7 раз. Это позволило бы увеличить начисление этого налога примерно на 15-20 миллиардов тенге.
Глобальная переоценка — это мера необходимая и результативная, но не всеми воспринимаемая радужно и безаппеляционно. Сегодня многие активы находятся в руках зарубежных инвесторов, это, несомненно, потенциальные, весьма значительные поступления в бюджет. Но в стране порядка 350 тысяч предпринимателей в сфере малого и среднего бизнеса, которые также являются собственниками. Только вот ни малые, ни даже крупные предприятия не смогут сделать переоценку основных средств по одной простой причине: они будут вынуждены заплатить 30 процентов подоходного налога.
Предприниматели в связи с этим твердят о том, что в стране провели не ту легализацию. Легализации должны были подвергнуться не только финансовые, но и основные средства. Этот процесс видится таким: провести переоценку и записать в балансах новую стоимость без взимания подоходного налога. Таким образом можно определить, во-первых, реальную стоимость активов страны, во-вторых, платить реальные налоги с имущества, в-третьих, создавать совместные предприятия и т.д.
Переоценка основных средств и активов страны — факт для всех очевидный, но согласитесь, этот процесс информационно емкий и, наверняка, дорогостоящий. Резонен вопрос: есть ли в стране возможности провести столь масштабную акцию? Вскоре на базе Института оценки планируется создать «Научно-производственный центр комплексной оценки и управления национальными ресурсами». Для того, чтобы знать, сколько стоит, к примеру, месторождение или лес, завод или земельные ресурсы, нужно владеть достоверной информацией о правах на них. А для эффективного управления всем этим необходимы юридический кадастр, система регистрации прав и фискальный кадастр.
Сегодня во всем мире прослеживается устойчивая тенденция к объединению этих систем в единый многофункциональный кадастр. Подобные многоцелевые кадастровые системы особенно эффективны в странах с переходной экономикой. Профессиональные оценщики полагают, что нам для наведения стоимостного порядка необходимо создание территориальной информационной системы, которая должна быть осуществлена, как это принято во всем цивилизованном мире, на основе земельного кадастра. На практике это бы выглядело так: проецируя информацию существующих государственных кадастров (градостроительный, природных ресурсов, лесной, водный и т.д.) на любой земельный участок, устанавливаются регламенты использования земельных участков, объектов недвижимости. Словом, территориальная информационная система могла бы быть базисом системы управления республикой и ее территориями.
Создание информационной инфраструктуры республики на основе единой системы государственных кадастров естественно нуждается в немалых финансовых вложениях. Но, по мнению экспертов, эффективно функционирующий кадастр в течение 3-5 лет полностью окупается, в основном за счет улучшения сбора налогов. К примеру, Испания в 1980-1990 годы затратила на обновление своего кадастра порядка 120 миллиардов песет (1 миллиард долларов США). Возврат средств за год составил 250 миллиардов песет для городских территорий, для сельхозземель — 50 миллиардов песет. Эти средства были получены за счет прямого увеличения налогов и единиц налогообложения. Швеция затратила на создание автоматизированной кадастровой системы 700 миллионов крон и тратит ежегодно на ее поддержание 350 миллионов крон. Это косвенные источники окупаемости вложенных средств, но возможны и прямые доходы, к примеру, от предоставления кадастровой информации, касающейся зарегистрированных прав, залогов, стоимости недвижимости и т.д.
Приоритетной на сегодняшний день является, конечно, переоценка материальной инфраструктуры, но нельзя забывать и о природных ресурсах и ископаемых. Казахстан не зря называют таблицей Менделеева. К сожалению, ответить на вопрос — сколько стоят наши национальные богатства ? Сегодня никто не может ответить. Видимо, гораздо легче считать ущерб, нанесенный экономике, стране в целом, нежели задаться один раз вопросом: какова истинная стоимость нашей земли и всего, что с ней связано?