Почем нынче пробка? - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-5 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почем нынче пробка?

Почем нынче пробка?

Автомобильные пробки стали головной болью самых различных служб южной столицы. Они слишком дорого обходятся и властям, и водителям. Простейшие подсчеты говорят о весьма высокой цене, которую мы за них платим.

  • 1 Февраля 2008
  • 1491
Фото - Caravan.kz

Вряд ли кто подсчитывал, сколько аварий случается именно из-за пробок.

Часто водители, оказавшись в тупике, не собираются стоять в нем вечно и начинают маневрировать, хотя далеко не все согласны пропустить их вперед. Это нередко приводит к столкновениям – до 10 тысяч тенге за ремонт. Умножим эту сумму на количество таких случаев, возникающих каждый день, и на время, которое затрачивается водителями для выяснения, кто кому должен за бампер. В затраты можно включить и такой немаловажный показатель. За десять минут медленного движения сжигается до литра бензина стоимостью, допустим, 80 тенге. Пять хороших пробок в день – это уже 400 тенге, в месяц набегает солидная сумма.

Эксперты подсчитали, что в прошедшем году в южной столице ежедневно образовывалось около 750 заторов, и каждая такая пробка закупоривала примерно пятьдесят автомобилей. В очереди за свободой передвижения люди томились в среднем девятнадцать минут. За месяц алматинский водитель проводит в пробках три часа.

Добровольные исследователи выявили дни и часы рабочей недели, когда на дорогах не протолкнуться. Это вторник и пятница, примерно с 18.00 до 20.00. Самые загруженные места в Алматы: проспекты Абылай хана, Абая, Достык, Райымбека, улицы Фурманова, Толе би.

От экономики к экологии

Есть еще один аспект проблемы – экологический. Большинство «железных тулпаров» сейчас выбрасывают в атмосферу примерно 165 граммов СО2 на километр. Известно, что самые грязные выхлопы происходят именно в пробках, когда двигатель включен, а машина стоит. При заторах выхлоп токсичных газов усиливается в несколько раз. Дополнительные устройства типа системы “стоп-старт”, отключающие двигатель при любой остановке, могут уменьшить вредный выхлоп на 40 процентов. Но это дополнительная финансовая нагрузка на водителя. Согласится ли он на это?

Но, с другой стороны, экология – это наше здоровье. Которое, как говорится, ни за какие деньги не купишь. Трудно подсчитать, какой ущерб экономике государства и кошельку отдельно взятой семьи наносят выхлопные газы, грязными облаками поднимающиеся над автомобильными пробками…

Цена вежливости

Предлагается множество решений проблемы пробок – развязки, ограничение проезда и так далее. Но сократить напряжение на алматинских дорогах можно за счет культуры поведения. Анализ автомобильного движения в южной столице и формирования основных пробок выделяет три ключевых правонарушения, кардинально влияющих на ситуацию. Это хаотичная парковка, поворот со второго и третьего ряда и несоблюдение правил пересечения перекрестка на светофоре.

Неправильная парковка способна создать буквально на ровном месте мертвую пробку. А паркуются у нас где угодно и как угодно владельцу авто. Пара машин у обочины способна уменьшить пропускную способность дороги в два раза, не больше и не меньше. Свободная дорога для города – это словно артерия у человека: закупорилась – недомогание. Во многих городах мира парковка в неположенном месте – это непременный штраф, а то и лишение водительских прав. У нас же слово «нельзя» напрочь исчезло из словарного запаса водителей. Поэтому машины оказываются припаркованными на поворотах, во втором ряду, на автобусных и троллейбусных остановках. Итог всей этой вседозволенности – 30 процентов пробок, а вне трасс – и все 70.

По большому счету, дело не только в штрафах. Дело в общей культуре водителей и их отношении к себе и окружающим. То, что из-за твоей машины, припаркованной в неположенном месте, у других людей будут проблемы, сегодня никем не осознается как мотив принятия решения. Мне надо припарковаться – все остальное меня не колышет. Причина очень многих пробок кроется в отсутствии привычки думать на дороге о ком-либо, кроме себя.

Часто заторы возникают из-за счастливого желания водителя думать о себе, любимом, он начинает рваться на зеленый, даже понимая, что перегородят перекресток поворачивающие транспортные потоки. Главное, что он прорвется! Бороться с подобными пробками надо, скорее всего, разумом. Иначе сколько бы развязок и дорог мы ни строили, как бы ни оптимизировали движение, пробки по-прежнему будут душить город. Между тем подсчитано, что эффективная борьба с перечисленными нарушениями способна уменьшить как минимум на треть проблемы алматинского трафика.

Вот и подсчитайте, сколько стоит взаимная вежливость на дорогах!

Азамат НАЗИЛИЕВ