Побег в Интернет: чем это чревато для ребёнка - Караван
  • $ 495.95
  • 524.37
+10 °C
Алматы
2024 Год
18 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Побег в Интернет: чем это чревато для ребёнка

Побег в Интернет: чем это чревато для ребёнка

В наше время эскапизм начал все чаще проявляться у детей в форме бегства от реальности в виртуальный мир. Как это сказывается на их жизни, рассказал психолог

  • 18 Ноября
  • 444
Caravan.kz

О том, почему дети убегают от реальности и чем это может обернуться для них, корреспонденту Caravan.kz рассказала психолог перинатального центра города Алматы Гульнара Дощанова.

— Что же такое эскапизм?

— Эскапизм – это побег от реальности в любое другое место. Причем место это может быть физическим и метафорическим. И именно сейчас дети находят такое место в Интернете. Дети воспринимают культуру и окружающую их действительность в первую очередь через своих родителей. Они не только похожи на нас физиологически, но и отражают наши поступки, суждения, порой не самые лучшие. Именно в семье ребенок формирует свой жизненный сценарий и учится жить. И бегство ребенка в виртуальный мир — это потеря связи с реальностью, разрыв реальных отношений.

Ребенком движет нежелание и невозможность налаживания социальных контактов с окружающими, сужается круг интересов, происходит подмена социально-нормативных установок и ценностей. Ребенок теряет способность к творчеству и созиданию и превращается в пассивного потребителя удовольствий. Бесполезно ждать от ребенка доброты, сочувствия, упорства в достижении цели, а также ощущения прекрасного, стремления к созиданию, а не разрушению. Для всего этого надо развивать его эмоциональный мир. Задачей родителя является развитие и сохранение психологического и эмоционального благополучия детей. А это доступно только компетентному родителю с высоким уровнем эмоциональной культуры.

— Какими бывают проявление эскапизма?

— Это когда нахождение за компьютером ребенку приносит больше счастья и радости, чем другие занятия. Невозможность заставить ребенка оторваться от экрана, а сам он попыток к этому не предпринимает. Опустошенный вид ребенка после выключения компьютера. Время, проводимое ребенком за компьютером, увеличивается, а успеваемость падает. Это когда компьютер – центр вселенной ребенка. Все остальные элементы и составляющие его жизни отошли на задний план. 

— Чем это чревато?

— Иногда даже взрослые тяжело справляются с навалившимися трудностями, и они на время меняют обстановку, погружаются в чтение книг или ищут новые хобби. Эскапизм не значит плохо, иногда можно перевести дух и набраться сил для движения вперед. Детям так же, как и взрослым, необходим такой перерыв. Иногда и в побеге в Интернет нет ничего страшного, но ровно до тех пор, пока это не становится бесконтрольным. Бегство приведет к потерям всех реальных связей и контактов и непременному разрыву межличностных отношений в семье и с друзьями. Кроме того, со временем ребенок утратит способность к творчеству и разучится созидать, что сделает его пассивным потребителем удовольствий. Не научившись решать в детстве даже простые задачи, не обладая способностью преодолевать сложности и преграды на своем пути и сражаться за свою правду, человек вырастает инфантильным и совершенно не готовым к жизни.

— Как этого избежать?

— Полностью избежать эскапизма невозможно, и иногда всем требуется перерыв. Важно предотвратить неконтролируемый побег от действительности и замену реального мира виртуальным. Ограничьте время нахождения за компьютером. Ограничить не значит установить жесткие рамки. Рамки должны быть, но плавающие. Если учеба требует компьютера, время ребенка на отдых для просмотра фильма и общение с друзьями через соцсети не изменится. Приход друзей тоже может быть послаблением временных рамок сидения за компьютером. Важно понимать, что компьютер и отдых не должны влиять на учебу, мешать выполнению домашних работ и сну. Ребенок не должен оставаться наедине с компьютером физически. Компьютер лучше ставить в гостиной, чтобы ребенок не оставался с ним наедине. Такой шаг позволит не только приглядывать за ребенком, но и быть непосредственным участником его жизни. Ребенок не должен оставаться наедине с компьютером  психологически. Запретом использования гаджетов в этом случае не поможешь. Уход от реальности на просторы Интернета — протест против окружающего, и запрет увеличит зависимость.

Вы должны понять, что привлекает ребенка в Интернете, чем он увлекается и чего ему не хватает. Увлечения ребенка – связующее звено между ним и родителями. Обсуждайте, но не осуждайте. Такой принцип вызовет доверие и поможет избежать эскапизма, а также откроет глаза на потребности подрастающего индивида. Если ваш ребенок зависает в соцсетях, то, вероятно, ему не достает общения. Тогда попытайтесь создать группу единомышленников из детей. Это могут быть друзья, соседи, но ни в коем случае не навязывайте дружбу. Необязательно требовать от ребенка бросить компьютер, предложите альтернативные занятия без отрыва от любимого экрана. Например, это могут быть курсы компьютерной графики или программирования.