Побеседовать с Борисом Преображенским по поводу его новой постановки в этот раз не удалось. Преображенского на премьере не было. Говорят, приболел мастер. Спектакль-фарс поставлен им по пьесе “Самоубийца” Николая Эрдмана. Практически сразу после написания пьесы в 1928 году ее постановку запретили.
Меж тем пьесу высоко оценили Горький, Луначарский и Станиславский (последний сравнил Эрдмана с Гоголем). В ходе спектакля становится ясно, почему Станиславский, приверженец сценической этики, был восхищен произведением. Все персонажи, а их немало, настолько колоритны, что играть их, надо полагать, уже большое удовольствие.
Что касается актуальности, то она несомненна. Вокруг главного героя – человека маленького и вроде ничтожного – собираются обыватели, представители мещанского общества времен становления советской власти. Они, подобно персонажам романа Достоевского “Бесы”, уговаривают героя совершить самоубийство не просто так, а во имя… Каждый преследует свою цель и настаивает на своем варианте предсмертной записки.
Персонажи настолько гротескны, что половина представления проходит под зрительский хохот. Недаром спектакль сравнивают с гоголевским “Ревизором”. И несмотря на то что пьеса уносит нас в другую временную действительность, темы, затронутые в спектакле, вечны.