Держим путь на таможенный пост “Сырым”, расположенный на пограничном автопереходе Погодаево – Курлин. Он находится на границе Западно-Казахстанской области РК и Оренбургской и Самарской областей России. Этот пост считается самым оживленным по количеству грузо- и пассажиропотока. В день здесь проходят сотни машин.
Все стало проще
Были времена, когда жители области, направлявшиеся в Самару, выстраивались в очередь на границе для оформления всех документов аж с четырех часов утра. С надеждой попасть в город, до которого всего-то 250 километров, хотя бы к обеду.
– Сейчас для оформления документов водителю легковой машины понадобится максимум 10 минут, – уверяет нас старший специалист таможенного поста “Сырым” Еркен НАДЬЯРОВ.
Тут же на таможенный и пограничный пост въезжает пассажирский автобус, следующий из Самары в Уральск. Пассажиры, а их человек 30, сразу же проходят пограничный контроль, его никто не отменял. Потом таможенники с собаками и пограничники начинают досмотр багажа на предмет перевозки наркотиков и оружия. На это уходит минуты три, не больше.
– Бывало, пока содержимое всех сумок проверят, уходило 2–3 часа. Сейчас намного приятнее стало ездить, – говорит водитель автобуса Александр АВДУНЬКИН.
Раньше не разрешалось даже гостинцы привозить больше положенного объема. Доходило до абсурда: на границе изымали куски колбасы, сала и селедку. Теперь можно любые продукты, валюту в любом объеме перевозить.
– Не надо заполнять пассажирскую декларацию, оформлять временный ввоз транспортных средств, большегрузным машинам проходить таможенную очистку. Все стало проще! – объясняет Надьяров. – Длительное оформление проходят только транзитные фуры из третьих стран, не входящих в Таможенный союз.
На той стороне
А как обстоят дела по ту сторону границы? Мы садимся в поезд и едем до российской железнодорожной станции Илецк-1. Это узловая станция для всех поездов, направляющихся на юг Казахстана и в Среднюю Азию. Здесь пассажиры проходят тотальную пограничную проверку и таможенный досмотр.
Мы выходим из поезда и, чтобы попасть на территорию России, направляемся на железнодорожный вокзал. Прибывшие вместе с нами казахстанцы ломятся в узкую дверь, образовалась длинная очередь. Люди по привычке беспокоятся, что сейчас начнут проверять содержимое их сумок.
Оформляем миграционные карточки, проходим пограничный фейсконтроль – и мы свободны! На багаж никто даже внимания не обращает… Интересуемся у пограничника: почему не досматриваете?
– У нас же Таможенный союз, везите, что хотите, кроме наркотиков и оружия, – слышим в ответ.
Светлое будущее наступило?
На следующий день вновь идем к той же узкой двери на вокзале, наши соотечественники опять выстроились в длинную очередь, приготовившись к длительной процедуре прохождения границы. И опять чудеса: забрали миграционную карточку и отпустили на все четыре стороны, вернее, к прибывшему поезду на Уральск.
Уже на нашей стороне, на станции Чингирлау, в вагон зашли казахстанские пограничники, таможенников с ними нет. Проверили паспорта и пожелали счастливого пути.
Честно говоря, наши попутчики были в приятном удивлении. “Неужели наступило светлое будущее?” – вымолвил немолодой мужчина, который, как оказалось, очень часто ездит на этом поезде из Казахстана в Россию.
Уральцы особых изменений в жизни не заметили. Наплыва российских товаров и российского бизнеса, как такового, в городе не наблюдается. Цены на продукты и промышленные товары тоже не изменились. Через границу, по словам таможенников, проходят все те же уральские бизнесмены, что и раньше, новых лиц не появилось. А россияне пока не спешат осваивать новые рынки сбыта своих товаров.
Гульмира КЕНЖЕГАЛИЕВА, фото автора, Уральск