По старинному обычаю - Караван
  • $ 478.16
  • 534.92
+17 °C
Алматы
2024 Год
25 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
По старинному обычаю

По старинному обычаю

Вся жизнь наших предков подчинялась определенным сводам правил и традиций, которые хоть и были буквально не писаны, но чтились и соблюдались. И, надо сказать, появились они не случайно, имели под собой вполне разумную основу.

  • 22 Июня 2012
  • 14847
Фото - Caravan.kz

Немало этих традиций связано с рождением ребенка. Мы решили взглянуть на древние обычаи с точки зрения современной медицины.

Поможет нам в этом академик Академии гуманитарных наук Казахстана Асма КАЛЫБЕКОВА, автор книги “Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов”.

Бесик можно купить, а продать нельзя

Одним из знаковых мест в быту казахов всегда был бесик – колыбель ребенка. Выбрасывать или продавать бесик, даже после того, как вырос самый младший ребенок, у казахов было не принято. Может быть, по причине экономии? Впрочем, пустовал он редко, ведь в многодетных казахских семьях младшие дети порой оказывались сверстниками своих племянников – сыновей и дочерей старших братьев и сестер. Но если все-таки случался перерыв в детях, то бесик хранили аккуратно упакованным и периодически совершали обряд окуривания бесика, как бы сказали современные медики – для дезинфекции.

Новорожденного встречают… с топором

Издревле повивальные бабки при рождении младенца перерезали ему пуповину ритуальным топором. Причем этот топор запрещалось использовать на другие цели, и хранился он в укромном месте, как священная вещь.

И это тоже понятно – наличие специализированного инструментария для акушерства является вполне оправданным и даже необходимым условием для успешного родовспоможения.

Кусочек пуповины у мальчиков забрасывали подальше от дома (чтобы мальчик не вырос домоседом). У девочек же, наоборот, пуповину закапывали около очага, чтобы росла домовитая хозяйка. Этот обычай, конечно, не имеет особой гигиенической цели. А говорит о распределении роли мужчины и женщины в обществе.  

А вот вполне объяснимый обычай: сразу после рождения полагалось положить младенца на чистую шкуру убитого волка – считалось, что зверь передаст малышу свою силу и выносливость. Но это, так сказать, мифологическое обоснование вполне земному расчету: к волчьей шкуре, а значит, и к новорожденному, собаки лишний раз не подойдут, а если случится нападение волков, то хищники отнесутся к малышу, лежащему на волчьей шкуре, как к своему.

Человек родился!

Рождение ребенка отмечалось обильным угощением – калажа. Правда, приглашались только женщины, родственницы, подружки – девушкам полезно пообщаться с молодой матерью, так сказать, для передачи опыта.

На третий день проводился праздник – шилдехана. Ребенка купали в соленой воде, проводили обряд сылап-сипау – поглаживание, массаж. Опытные врачеватели во время этого обряда ощупывали младенца, вправляли косточки, если в родах было что-то не так.

В своей книге Асма Калыбекова делает ссылку на известного писателя и искусствоведа Сеита Кенжеахмет-улы, описавшего еще один обычай – суйиндир: после рождения ребенка первой роженицу посещает родная мать, она помогает советами и делом по уходу за ребенком.

Нельзя не отметить еще одну традицию – бесикке салу – укладывание младенца в колыбель. Примерно через неделю после рождения малыша укладывали в бесик. А предварительно колыбель подготавливали. Для чего приглашались авторитетные пожилые женщины. После хорошей трапезы самая уважаемая и многодетная женщина осматривала бесик и вопрошала: все ли исправно? В отверстие в дне колыбели бросали конфеты и угощения. Другие женщины ловят эти угощения, подставляя руки под бесик, и раздают их детям, а также молодым людям, желающим иметь детей.

Затем в бесик укладывают спеленатого ребенка. В изголовье кладут зеркало и расческу, а бесик накрывают семью предметами – это одеяло, плетка, узда, шапан, тон, кебенек и шекпен (национальная казахская верхняя одежда – шуба или плащ, кафтан).

Подальше от недобрых глаз

Примечательно, что, несмотря на обилие праздников по случаю появления новорожденного, ребенка старались как можно меньше демонстрировать посторонним. В течение сорока дней после рождения не принято было ни показывать малыша чужим людям, ни выносить его на улицу, ни даже развешивать на улице его пеленки.

Объяснялось это всевозможным сглазом. Но практический смысл здесь ясен – это своеобразная профилактика инфекций и простудных заболеваний для ребенка.

Этим же можно объяснить обычай окуривать помещение, где находился малыш, лечебной травой гармалу, а затем проветривать.

Вместо окуривания нынче применяются другие способы дезинфекции помещений, а вот проветривание до сих пор настоятельно рекомендуется медициной.

Выход в люди

40 дней – это время, после которого младенца, так сказать, представляют людям – показывают родственникам, соседям. Считается, что малыш уже достаточно окреп. Любопытно, что у казахов принято справлять мальчикам сорок дней чуть пораньше, обычно на 37–39-й день. А девочкам чуть позже этого срока – на 42–44-й день. По поверью считается, что в будущем, когда они будут вступать в брак, то мальчику придется платить меньше калыма, а девочкам дадут больше приданого.

Первые шаги

Первые шаги ребенка – что может быть радостнее для родителей! С этим связан обязательный обряд тусау кесер. Он проводится, когда малыш начинает делать первые шаги. Самая энергичная и подвижная женщина в ауле – жуйрик, перевязывает ребенку ноги черно-белым шерстяным шнуром ала. Это называется тусау салу – накладывание пут. Затем к ногам ребенка ставят чашку с угощением. Женщина, разрезая путы, говорит: “Будь таким же подвижным, как я”.

Взяв за руку, малыша проводят несколько шагов. Шнур бросают в огонь, а ребенку дарят подарки.

В некоторых регионах после разрезания пут малыша еще и сажают на лошадь – пусть растет джигитом. Хотя это является и самостоятельным обрядом – баланы атка мингизу.

Чтобы дело спорилось!

Обряд ауызына тукиру предполагал, что если ребенок отведает кушанье со стола великих батыров, то воспримет присущие им качества – силу, отвагу, смелость. Может, оно и так. Но, опять же, практический смысл очевиден – накормить детей хорошей едой, ведь батырам что попало подавать не станут.

Издревле считалось, что если ребенок проползет у ног трех бабушек, то этим он оградится от всех неурядиц и несчастий. Больше разнообразных физических упражнений, да еще и под присмотром взрослых – что еще нужно для успешного развития малыша!

Когда ребенок в первый раз брался за какое-нибудь новое дело, родители должны были незаметно разломить надвое травинку или веточку, чтобы работа у ребенка получилась. У некоторых народов в этих случаях принято сжимать кулаки. Главное тут – моральная поддержка!

Шымкент