По следам стихии - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+11 °C
Алматы
2024 Год
19 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
По следам стихии

По следам стихии

Жители Жуалинского района Жамбылской области 2008 год встретили с оптимизмом и надеждой на лучшее.

  • 3 Января 2008
  • 1437
Фото - Caravan.kz

Так уж устроен человек, что желает, если не поднять до невиданных высот, то хотя бы приподнять и оторвать от уровня плинтуса свое материальное положение. Кстати, жуалинские бураны вызывали уважение у приезжих, но никогда не доставляли им неудобств. Потому что местные власти и жители тоже были готовы к ударам стихии и справлялись с ними достойно.
Буран начался 24 декабря 2007 года. Утром люди не смогли выйти из своих дворов, а не то что добраться до места работы. Учительница начальных классов Любовь Сергеевна Шерункова описала стихию просто: «Крутило так, что света белого видно не было».
25 декабря в селе Бауржан Момышулы отменили занятия в школе, и на тех, кто не смог выйти на работу, взысканий не накладывали.
Почти неделю новости из Жуалынского района напоминали сводку с зоны военных действий. Стихия стала причиной многокилометровых заторов на трассе Алматы-Ташкент. Сотни машин занесло снегом по самую крышу. Людей эвакуировали в ближайшие поселки и размещали по мере возможности в школах и домах местных жителей.
В районном центре селе Бауржан Момышулы (бывшем Бурномприм. авт.) ситуация осложнилась тем, что в нем нет ни одной гостиницы. В бывшем здании гостевого дома сегодня находится райотдел полиции, а об открытии новой гостиницы пока не думает ни один местный предприниматель.
Цитировать строки горячих новостей не имеет смысла. О том, что творилось на дороге рассказали даже в новостном блоке российского Первого канала.
Я приехала в Жуалы 31 декабря 2007 года, когда дороги уже открылись. Впрочем, сама дорога оказалась сложной. Даже наша «Ауди-А6» не справилась с дорогой, и двигалась со скоростью 70-80 км/час. То там, то здесь наблюдались приметы недавней стихии — пассажирский автобус, занесенный снегом; легковой автомобиль, крыша которого едва виднелась из сугроба; разбитые фонари и стекло, напоминающие о столкновениях.
Нынешнее чрезвычайное положение стало вторым большим потрясением для жуалынцев. Первое случилось в феврале 2004 года, когда в результате обильного снегопада практически весь район был парализован, а дальние поселки оказались полностью отрезанными от внешнего мира. Единственным средством передвижения стала военная техника — БТРы и вертолеты.
Конец 2007 года запомнится жителям Жуалынского района надолго и будет долго вызывать не самые положительные эмоции. Хотя бы потому, что подобные бураны не редкость для этих краев. Ведь недаром до переименования районный центр носил название Бурное. По преданию, проезжавший мимо Николай Пржевальский, попав в сильнейшую пургу, заметил: «Ох, и бурная же местность!»
С обретением независимости местные власти решили переименовать райцентр, увековечив имя героя Великой Отечественной войны Бауыржана Момышулы, который родился здесь, в селе Талапты.
Конечно, в сравнении с 2004 годом, снега в селе оказалось не так уж много. Однако не все улицы оказались расчищенными. Проехать беспрепятственно было возможным только по главным магистралям. Небольшие улочки и переулки жители расчищали собственными силами.
В сводках областного управления по чрезвычайным ситуациям была информация о роженицах, доставленных в центральную районную больницу. В то же время в нескольких домах родственники умерших накануне людей не знали, как добраться на кладбище, чтобы подготовить могилы. Обряд похорон был совершен лишь, когда расчистили дорогу на погост. И поминальный обед оказался скудным, так как продукты из города привезти не удалось.
У пенсионерки Валентины Алексеевны Богомоловой входную дверь замело наполовину. Что это значит, поймет каждый, кто знает, к двери ведет крыльцо высотой в метр. Ее соседи откапывались практически весь день. У многих во дворах образовались гигантские снежные сугробы. К счастью, снег был легким. Но хлопот доставил много.
И никто из жителей райцентра (что говорить о тех, кто живет в дальних поселках), не имели возможность выехать за его пределы. Хотя многие тогда воспользовались железнодорожным транспортом.
— Мне нужно было поехать в Тараз на прием к врачу, — рассказывает Маргарита Полади. — Сели мы с сестрой в поезд, заплатили 600 тенге проводнику. Добрались без проблем, переночевали у родственников. А на следующий день, 29 декабря надо домой возвращаться. Дороги были еще закрыты, мы поехали на железнодорожный вокзал. Когда состав подошел, я была поражена — все кто в это время находился на перроне и в здании вокзала стали штурмовать поезд. Кое-как я втиснулась в переполненный вагон и три часа стояла в тамбуре. Кстати, это был не самый худший вариант, потому что некоторые ехали даже в местах вагонных сцепок.
Новый год большинство жителей района встретили в романтической обстановке — при свечах. Кроме того, что отсутствовало электричество, почему-то отключили газ. Хотя последнее обстоятельство праздника не омрачило, так как наученные горьким опытом жуалынцы имеют запас альтернативного топлива — угля, который летом можно было приобрести по цене 4 тысячи тенге за тонну. Ну а те, кто понадеялся на то, что газ будет подаваться постоянно, покупают нынче уголь в два раза дороже — по 8 тысяч тенге.
— Не понимаю я, почему так, — возмущается Александр А. — Ведь по телевизору передавали, что энергоносители дорожать не будут.
Посетовал сельчанин и по поводу того, что природный газ в этом сезоне «не греет», сколько его не жги. Приходится через день протапливать дополнительную печь углем. Только тогда в доме чувствуется тепло. Это при том, что средняя заработная плата в селе равна 25 тысячам тенге. Александр работает слесарем на железнодорожной станции, получает 30 тысяч тенге в месяц — для села очень приличные деньги. Он уже несколько лет пытается переехать в Россию, ищет место, но никак не найдет… А может, просто не хочет никуда уезжать, потому что его родной дом находится в одном из прекраснейших уголков южного Казахстана, у подножия Киргизского Алатау.
Он прекрасно помнит, что и двадцать лет назад над его родным селом проносились сильнейшие бураны. И тогда они не становились поводом для возникновения чрезвычайных ситуаций, потому что в райавтодоре в начале 80-х годов прошлого века имелось около 30 единиц спецтехники, которая немедленно выходила на очистку международной трассы от снежных заносов.
Я же по дороге до районного центра увидела два снегоочистителя, а во дворе ДЭУ-35 — один бульдозер, еще один снегоочиститель, в моторе которого возился водитель. Даже непосвященному станет ясно, что с таким арсеналом справиться со стихией сложно.
Я, выросшая в Жуалах, тоже прекрасно помню сугробы до крыш и бураны, во время которых отменялись школьные занятия, и морозы, когда так приятно было зайти в жарко натопленный дом. И тогда, двадцать лет назад, люди даже не думали, что в век космического прогресса и внедрения во все государственные структуры инновационных технологий, может наступить чуть ли не первобытный период. И придется ждать три дня, пока техника доберется до твоей улицы, а Новый год наступит при свечах…
Остается только надеяться, что руководство района намерено поднять материально-техническую базу предприятий, от которых зависит жизнеспособность района хоть и со сложными климатическими условиями, но весьма благоприятными для скотоводства и растениеводства.
Недаром же в свое время колхозные хозяйства Жуалов давали рекордные урожаи зерновых, свекловичных культур, а бурненский картофель считался самым лучшим в регионе.
Увы, все это осталось в прошлом. А о Жуалах теперь вспоминают лишь во время возникновения чрезвычайного положения…

Фото автора