Об этом кошмарном случае нам рассказывал старший следователь по особо важным делам прокуратуры Уральской области (к сожалению, ныне уже покойный) Егор Иванович Б:
– В то время я был еще молодым сотрудником и 18 февраля заступил на суточное дежурство. Помню, погода стояла гадкая, сыпал снег, и сильный ветер пронизывал до костей. Уходя вечером с работы, один из моих старших коллег на прощание сказал: “Как бы этот противный ветер не принес неприятных сюрпризов!”. Фраза оказалась пророческой. Вскоре позвонил оперативный дежурный областного УВД и сообщил, что в поселке Щапово неизвестный убийца зверски расправился с тремя людьми. В те годы такое преступление являлось из ряда вон выходящим. Я немедленно выехал на место. И хотя до Щапово было чуть больше 20 км, на стареньком газике добирались туда мы около часа. Дорога была очень скользкой, поэтому водитель ехал очень медленно и осторожно. Когда прибыли, там находилось всё руководство местной милиции, а также прокурор района.
При чем тут ножницы?
Саманный домик, в котором проживали потерпевшие, стоял на окраине поселка. Первым внутрь прошел прокурор. Протиснувшись следом, мы увидели страшную картину.
Труп хозяйки лежал почти перед самой дверью на полу, в огромной кровавой луже. Голова ее была разрублена почти пополам. Ее супруга убийца настиг в спальне, возле кровати. Тело пенсионера было всё изрублено.
У меня сложилось такое впечатление, что убийца рубил его в каком-то яростном исступлении. 32-летний сын хозяев не мог оказать нападавшему никакого сопротивления и встретил свою смерть там, где провел большую часть своей жизни – в инвалидной коляске.
Рядом с его телом, в стороне от кровавой лужи, валялись большие ножницы. Их концы были в крови. Почему? Увы, этот простой вопрос тогда не пришел мне в голову. Пока криминалисты обследовали место преступления, я отправился опрашивать ближайших соседей. И тут ко мне сразу же подошла пожилая семейная пара. По их словам, ночью они приютили девочку, которая была очень сильно напугана. Возможно, это свидетель страшного преступления?
Эта 14-летняя девочка оказалась внучкой потерпевших, дочерью их старшего сына. Проживала в Уральске и приехала в Щапово накануне, чтобы навестить дедушку с бабушкой и дядю-инвалида. К сожалению, в тот момент она находилась в шоковом состоянии и говорить не могла. Только непрерывно плакала, и любой мой вопрос вызывал у нее новый приступ ужаса. Немного успокоить ее мне удалось лишь через час.
Сквозь рыдания девочка сказала, что к бабушке пришел какой-то маленький и щуплый мужичок.
Немного поговорив с хозяйкой, вдруг впал в ярость и, выхватив из-за пояса небольшой топор, убил ее. А потом вбежал в дом и, пока ее дедушка боролся с нападавшим, она выскочила в окно…
Оперативник использовал незаконные методы, но… все равно молодец!
Начальник уголовного розыска предложил прочесать все блатхаты в ближайших селах. В Щапово один из таких притонов, где любили собираться уголовники, находился неподалеку от птицефабрики. Туда отправили оперативника, который буквально несколько дней назад перевелся к нам из Волгограда. Поэтому местные уголовники его еще не знали. Ему предстояло сыграть роль приблудного “бродяги”. Купив пару бутылок водки, он отправился на блатхату.
Кроме хозяина там находились еще четверо. Они играли в карты и допивали самогон. Поэтому появление “бродяги” с двумя “пузырями” встретили весьма благосклонно. Сам хозяин лежал на кровати.
Присев на табурет, опер выложил легенду про дружка, которого якобы разыскивал. И описал внешность подозреваемого.
Хозяин злобно прошипел, что таких гадов, как этот “дружок”, он к себе больше пускать не станет. И назвал кличку подозреваемого – “Баланда”. Оказалось, что между ним и подозреваемым случилась драка. Выманив его во двор, оперативник выхватил пистолет и прошипел, что пристрелит его прямо здесь, если тот не назовет имени и фамилии Баланды. Перепугавшись, хозяин сказал, что Баланда – это Михаил Баландин. После чего довольный оперативник предъявил своему собеседнику служебное удостоверение, и надев наручники, доставил в кабинет к местному участковому.
Узнав, каким способом оперативник добыл ценные сведения, начальство устроило ему выволочку. Но я попросил оставить парня в покое. Ведь если бы не его находчивость, мы неизвестно сколько еще времени пытались бы разузнать данные подозреваемого. Допрашивал доставленного я сам.
“Подстава” почти удалась…
Хозяин притона рассказал, что в предполагаемое время убийства Баландин находился у него дома и они вместе пили водку. Потом поругались и подрались. Ни о каком убийстве тот ему не рассказывал, и следов крови на его одежде он тоже не заметил. Тем временем участковый выяснил, где проживает подозреваемый. Оказалось, Баландин имел маленький домик в Щапово. Но так как сам работал на Механическом заводе в Уральске, то еще снимал квартиру в городе. На третий день розыска его задержали в поселке. Он оказался точь-в-точь таким, как описывала его девочка – маленьким и щуплым. Но эти недостатки с лихвой возмещались чрезвычайно злобным нравом и неожиданной физической силой. Его сразу отвезли в следственный изолятор № 4 города Уральска.
На первом же допросе Баландин заявил мне, что тройное убийство совершил не он, а хозяин блатхаты. Якобы тот сам рассказал ему об этом и даже показывал ему окровавленный топор. Так как единственная свидетельница всё еще находилась в крайне возбужденном состоянии, то проводить опознание не было никакой возможности. Поэтому мы провели обыск притона, где действительно нашли в подвале топор с пятнами крови. Кроме предполагаемого орудия преступления там же обнаружили окровавленную телогрейку. Хозяина блатхаты отвезли в изолятор временного содержания РОВД. Но он уверял, что ничего не знает об убийстве. При этом продолжал утверждать, что Баландин всю ночь находился у него дома. Кровавая бойня 19 лет назад в Алматы: как это было
К этому моменту я уже заподозрил, что Баланда навестил притон не только для того, чтобы обеспечить себе алиби, но и в попытке “подставить” его хозяина.
Для чего и подбросил тому топор вместе с окровавленной одеждой. И в голову мне пришла счастливая мысль: надо раздеть и осмотреть Баландина! Мы провели эту процедуру в присутствии заместителя главного врача районной больницы. На плече подозреваемого мы увидели глубокую колотую рану, которая уже воспалилась и загноилась. Однако он с упорством обреченного всё отрицал. Его сопротивление сломила процедура опознания. Бедная девочка, бегло осмотрев выстроенных перед нею пятерых мужчин (все они были примерно одного роста и возраста), уверенно ткнула пальцем в стоявшего справа подозреваемого.
Обвиняемый “сломался” на опознании
И тут Баланду понесло. Он рассказал, как пришел в дом к пенсионерам, надеясь занять у них денег на выпивку. Но когда хозяйка отказала ему в долге, он выхватил из-под телогрейки топор… Разрубив пенсионерке голову, прошел в дом. В спальне увидел лежавшего на кровати хозяина и накинулся на него. Отчаянное сопротивление старика разъярило убийцу, и он, сбросив того с кровати, принялся исступленно рубить его топором. Кошмарное зрелище внучка хозяев наблюдала из соседней комнаты. Наконец, сбросив оцепенение, она распахнула окно и, выскочив на улицу, побежала прочь. Несколько часов потерянно бродила по темным улицам поселка, пока ее, всю замерзшую, не подобрали местные жители. Но рассказать добрым людям о пережитом ужасе девочка не смогла, так как была в шоковом состоянии.
Она не видела, как озверевший убийца бросился на ее дядю-инвалида. И как тот успел перед смертью вонзить в плечо нападавшего ножницы…
Признательные показания Баландина подтвердили результаты экспертиз. На топоре, которым зарубили двух пенсионеров и их сына-инвалида, оказалась их кровь. Как и на телогрейке. Эксперты обнаружили на топорище также и следы пальцев убийцы. Кстати, объяснить, что именно заставило его совершить это кошмарное преступление, Баландин не мог. Сказал только, что на него накатила волна ярости.
Областной суд приговорил убийцу трех человек к исключительной мере наказания, и спустя год он был расстрелян в СИ-1 города Алма-Аты.
Фамилии действующих лиц изменены по просьбе родственников и по этическим соображениям.
АЛМАТЫ