Меня долго отговаривали
– Алексей, вы нас просто обворожили. А наш город, его жители приглянулись вам?
– Город красивый. Гулять по Астане – одно удовольствие. Люди легки в общении, со всеми приятно разговаривать.
– Спортом вы занимаетесь с 2005 года. Как нашли свою нишу?
– С 2005 года я начал заниматься мотофристайлом, до этого был в мотокроссе. На мотоцикл сел, когда мне было 14 лет. Начиная карьеру мотофристайлера, я порой даже денег не имел на бензин для свого байка, да и сам он был очень примитивным.
С тех пор многое поменялось. Когда делал первые фортели, трудно пришлось – я не знал стандартов, был самоучкой. Смотрел видеокассеты, видел, как мотофристайл развивается в Америке. У меня засела мысль прославить и свою страну. Начал усиленно тренироваться сначала на кроссовых трассах. Первая моя рампа, трамплин были очень примитивными. Меня отговаривали, мол, риск очень высок и достать профессионалов нереально. Такие разговоры меня только раззадоривали. Через полгода еще ребята подтянулись из Москвы. Сейчас нас восемь спортсменов, кто прыгает профессионально, кто способен выступать в серьезных шоу. И, что немаловажно, находятся спонсоры.
Без учителей и учеников
– А государство поддерживает материально этот вид спорта?
– Нет. Это же не олимпийский вид, а своеобразная дисциплина – экстремальная. Держится в основном за счет брендов и энтузиазма. Мой же прогресс начался с 2006 года, когда меня пригласили в Ирландию на тренировочную сессию, где я познакомился со всеми звездами мирового масштаба: Трэвисом Пастрана, Дани Торресом и другими парнями.
Не скрою, было страшно – познакомиться с двенадцатью лучшими райдерами мира! До этого я видел их только на видеокассетах, в Интернете. А теперь я с ними тренируюсь! Ребята были ко мне доброжелательны, помогали, подсказывали. Так появился первый опыт за границей. Позже я познакомился с Джимми Вертбургом, известнейшей личностью в фристайл-мотокроссе. Он меня пригласил в Бельгию на тренировки с его ребятами, потом мы вместе выступили в Киеве.
– У вас есть ученики?
– Во фристайле учеников не может быть, как и учителей. Есть более опытные спортсмены и менее опытные. Как правило, более опытные передают мастерство тем, кто только начинает. Конечно, тем ребятам, которые сейчас начали заниматься мотофристайлом, гораздо легче – у них есть живые примеры.
Главное – тренироваться
– Мотоциклы часто меняете?
– Каждый год. Один на сезон. Три мотоцикла в России, за границей, и, возможно, появится один мотоцикл в Америке – транспортировать его постоянно дорого. Дома использую три мотоцикла: два для мотофристайла, один для мотокросса. Для профессионала важно тренироваться постоянно – для физической подготовки, для чувства дороги.
– А как насчет травм?
– Это не самый травматичный вид спорта. Если ты профессионально ко всему подходишь, то речи не может быть о серьезных травмах. Бывают ошибки, но, как правило, очень редко. Если ты тренируешься каждый день и много, никаких проблем нет. Это естественное состояние, как у людей, которые каждый день ходят на работу.
Чокнутый сынок
– Для мотофристайла нужна особая погода?
– Да, это “сухая” дисциплина. Перед трамплином не должно быть скользкой поверхности, ветер нежелателен.
– Недавно погиб ваш коллега из Коста-Рики…
– К большому сожалению. Один из лучших райдеров мира. Джереми Ласку было 24 года. Он выполнял очень сложный трюк флип-хард-атак. Перед вращением, когда он находился вверх ногами, его завернуло, и Джереми сильно ушиб голову.
Но нельзя на этом зацикливаться, а то будешь всего бояться. Мой папа поскользнулся на ровном месте, полгода провел в больнице, перенес две операции. Друзья нашей семьи смеялись по этому поводу: сынок чокнутый, каждый день пытается покончить с собой, а папа просто шел домой.
– Вы в семье единственный ребенок?
– Единственный. Естественно, мои родители слишком эмоционально переживают, когда я уезжаю, не появляюсь дома…
– А дама сердца?
– Волнуется.
– У вас есть гражданская профессия?
– Нет. Я профессионально занимаюсь спортом. Хотя после школы я окончил политехнический колледж. Я выбрал то, что мне интереснее и ближе.
Лучшие друзья – байки
– Где чаще всего проходят тренировки?
– В Коломне. Благодаря спонсорам я сделал довольно большой парк, где есть приземления, и все для того, чтобы байковать по-настоящему.
Я езжу на модели КТМ, двигатель 250 кубических сантиметров, пятиступенчатая коробка передач и двухтактный двигатель.
– Тюнинг полный проводите?
– Обязательно. Берется стандартный мотоцикл для мотокросса и переделывается. Меняются подвеска, гидравлика. Переделывается амортизатор – ставится более жесткий, меняется руль на более высокий, чтобы было удобно держаться, проносить ноги. Каждый райдер готовит байк для себя основательно.
– И сколько же это удовольствие стоит?
– В стандарте мотоцикл стоит около семи тысяч евро. Если спортсмен легкий, можно прыгать и на стандартном. Надо просто вырезать сиденье, сделать специальное отверстие, чтобы можно было делать трюки. А тюнинг может быть бесконечным. Но я меняю самое необходимое. Это еще тысячи две-три евро.
– Байк для вас предмет одушевленный?
– Между нами есть тонкая связь. После выступления обязательно говорю ему спасибо за то, что мы не упали. Может быть, это выглядит наивно.
Кумиров быть не может
– У вас есть кумиры в мотофристайле?
– Никаких кумиров! Всех топовых спортсменов я знаю, постоянно с ними катаюсь по миру, тренируюсь. Могу на них смотреть, учиться, взять совет, что-то перенять. Но это дружеские отношения. Я не могу друзей назвать кумирами. Я их уважаю, они многого добились.
– Любимый, уникальный трюк?
– Есть такой, но он принадлежит не только мне. Я делаю бэк-флип без рук. Делаю вращение, опуская полностью руки, и так же, не касаясь руля при приземлении, опускаюсь на землю. Во всем мире это делают семь человек.
– Мотофристайл не для представительниц слабого пола? Вы видели, как 16-летняя девушка у нас в Астане оседлала байк?
– Она занимается мотокроссом. Девчонок, которые пробовали себя во фристайле, во всем мире пять. В России занимаются только мотокроссом. У них даже есть отдельный Кубок, или чемпионат среди женщин. Я против этого. В моей голове никак не укладывается хрупкое женское тело со стокилограммовым мотоциклом, который летит вверх колесами на двенадцатиметровой высоте. Я сам падал и знаю, что абсолютно точно это не для дам.
Счастливое число – 13
– Вы суеверны?
– Нет, у меня даже татуировка на спине с числом 13. На чемпионате России по мотокроссу я опоздал, и мне в протоколе досталась графа с номером 13. Друзья отговаривали брать такой номер, но я взял и присвоил его себе уже навсегда.
Если ты профессионал, уверен в себе, долго тренируешься, все зависит от тебя, и тебе не навредят полнолуние, пятница, 13-е, и прочее. Есть интуиция, которая подсказывает, что сегодня лучше не тренироваться. Когда ты видишь трамплин, а думаешь не о трюке, а о другом, надо разворачиваться – и домой.
– Как вы представляете свое будущее?
– Я надеюсь, что мое уже профессиональное хобби не разлюбит меня. Неплохо стать менеджером, чтобы помогать ребятам, которые только начинают заниматься.
– Свободные минуты, дни. Какие они для вас и выпадают ли таковые?
– Свободного времени не так много, но оно бывает. Зимой я катаюсь с ребятами на сноуборде и велосипеде. Люблю просто ничего не делать. Обожаю вечеринки с друзьями. Мы любим веселиться, этого у нас не отнять.
Свой Диснейленд
– А мечта?
– Есть! Построить огромную базу по мотоспорту, по фристайл-мотокроссу в Коломне. Чтобы это был, как Диснейленд, только для мотоспорта. Представляете, туда будут приезжать со всех стран. И любители, и профессионалы, и взрослые, и дети. Для всех будут свои условия.
– Что пожелаете начинающему мотофристайлеру?
– Быть верным самому себе, верить в свои силы, никогда не сдаваться. Потому что многие, столкнувшись с примитивными сложностями, отступают назад. Такого не должно быть. Если есть цель и желание – только вперед! Не ждать, пока кто-то придет и что-то даст. Некоторые велосипедисты, мотоциклисты рассуждают: “Ну да, ему легко говорить – у него спонсоры, все так легко дается. Если бы у нас было так…”. Неправда. Когда я начинал, у меня не было ничего. Скажу больше, у меня были моменты, когда просто не хватало денег. Но надо быть упорным, не сдаваться, и тогда все получится.
Екатерина ЮЛАЕВА, фото Андрея ТЕРЕХОВА, Астана