Страну всколыхнула шымкентская трагедия. Каждый осознает: стоит перейти за тонкую грань благополучия — и никто, и ничто не может гарантировать возвращения к нормальной жизни. Даже деньги, заменившие сегодня и кровь, и честь, и ум, и совесть… не помогут. Возможно, что даже и за границей.
Так в чем же дело? И поможет ли нам всем снятие министра или акима? Поможет ли это шымкентским детям? Уж точно нет. И нет никаких гарантий, что при существующих порядках что-то радикально изменится.
Символично, что проблемы возникают там, где их не должно быть в принципе. Ведь отношение к крови у человека всегда было благоговейное, как к огню, как к чему-то связанному с высшим порядком, который и строже и взыскательнее, чем мир человеческий. Клятвы на крови означали безусловное выполнение обязательств. И в этом смысле существующая система своей клятвы не выдерживает. Может быть еще и потому, что кровь — чужая…
Информационные парадоксы, сопутствующие трагедии, также наводят на тяжелые размышления. Как могло получиться, что отчетность до трагедии была совершенно благополучной, а после нее «вскрылись» ужасающие факты в сфере здравоохранения области. Не свидетельствует ли это о существовании негласного указания, давать информацию, которая создавала бы только благостную картину? И не происходит ли подобное у нас с вами, журналисты? Ответ на вопрос почти очевиден.
И не только в силу информационного лукавства, которое въелось в психологию еще с советских времен, когда главная озабоченность в этой сфере состояла в том, чтобы создать картину благополучия и превосходства на международной арене. Сегодня в этом особой необходимости как будто нет. Мы живем в открытом мире. И информационная открытость только способствует эффективному развитию. Но если есть предложение, значит, есть и спрос. Значит, создание иллюзии благополучия кому-то нужно? И тогда, возможно, снятие чиновников оправдано?
Но есть и другая сторона вопроса. От перемены мест слагаемых сумма не меняется. И сегодня сумма — это все мы, все наше общество, включая и тех, кому необходима помощь, и тех, кто ее может оказать, и тех, кто стоит между этими людьми в виде системы специалистов, в данном случае медиков, и тех, кто создает негласные правила, и тех, кто создает гласные…
В серьезных коллективах, работающих над решением важных практических задач, в подобных ситуациях не спешат избавиться от ценных ключевых работников. Там даже при возникновении критических ситуаций вместе думают, как преодолеть последствия возникшей проблемы, как не допустить подобного впредь. В системе же, которая обеспокоена лишь поддержанием себя, и в которой реальные люди лишь винтики и колесики, возможны самые невероятные извращения представлений и понятий.
Не поэтому ли отзывчивый, добросердечный, искренний человек сегодня не рискует помочь другому человеку в беде, потому что между ними стоит система, неоднократно подтвердившая свою ненадежность, которая реально не является гарантом благополучия людей, работающих на нее и в ней?
Но что же стоит за понятием система? То ли, о чем подумали вы? Вовсе нет, речь не о государственном аппарате всех уровней, речь не о непосредственно медицине. Речь о системе представлений, которая является тем материалом, с помощью которого мы подходим к оценке явлений и событий нашей жизни. Именно здесь происходят и те извращения, и пробелы, и сколы, которые представляют допустимой помощь больным детям в виде…снятия акима. Почему-то не слышно о том, чтобы малышей собирались отправить на реабилитационную поддержку за рубеж, пока не найдутся препараты, способные излечить страшный недуг. Почему-то не слышно о других решениях, которые бы позволили не допускать информационного лукавства и предупреждать несчастные случаи в сфере, которая должна сама помогать людям в несчастье. Почему-то не слышно о попытках создать альтернативные медицинские службы, где во главу угла было бы поставлен не золотой телец, а душа и тело живого человека. Почему-то читатель также спешит забыть поскорее об очередной трагедии, включая сериал или передачу «От шутки к шутке»…
Нам трудно понять, пока нас самих не коснется, что экономическое благополучие государства, также как и финансовое каждого из нас, — это лишь основа для того, чтобы мы начали задумываться о формировании благополучия человеческого, о создании мира не только комфортных вещей, но и комфортных отношений.