По границе фуры ходят хмуро - Караван
  • $ 486.44
  • 534.31
+10 °C
Алматы
2024 Год
8 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
По границе фуры ходят хмуро

По границе фуры ходят хмуро

- Таможенный кодекс должен помогать предпринимателям, а не усугублять то непростое состояние, в котором мы и так находимся сегодня.

  • 5 Октября 2007
  • 1281
Фото - Caravan.kz

Так заявил президент Казахстанского Союза таможенных декларантов Нурлан Буршакбаев на пресс-конференции по вопросу изменений в таможенном законодательстве, которые сильно усложнили импортопоставки в Казахстан.
Месяц назад предпринимательское сообщество выступило против нового требования к импортерам в обязательном порядке предоставлять экспортную таможенную декларацию страны происхождения товара. Тогда бизнесмены говорили, что эти страны элементарно откажут поставщикам товаров в Казахстан и казахстанским властям, если те будут ее запрашивать. Так и оказалось.
— Департамент коммерции США со ссылкой на федеральное законодательство заявил, что этот документ является конфиденциальным документом и не может быть предоставлен иностранным государствам, — заявил г-н Буршакбаев.
В Казахстане же поправки к законодательству уже вызвали массу проблем. Например, в сфере поставки автомобилей и запчастей к ним. Одни и те же машины, под одинаковым брендом, могут производиться в разных странах, с различным пониманием экспортной декларации. И введение поправки к таможенному законодательству уже на данный момент значительно ухудшило процесс поставки в республику и таможенной очистки автомобилей и запчастей, как для новых, так и бывших в употреблении машин. Представители автомобильного рынка Казахстана очень обеспокоены ситуацией: рынок в последние два-три года рос очень быстро, в среднем на 50% в год, а теперь может потерять темпы развития.
Эти вопросы уже рассматривались в Мажилисе, но никаких решений принято не было. «Вот это нас беспокоит: время идет, а ничего не решатся», — заявила Мунавара Палташева, исполнительный директор Алматинской ассоциации предпринимателей. А ведь возникла проблема в ходе попыток упростить таможенные процедуры! Вот уж воистину — хотели как лучше… Она считает, что история с таможенными изменениями повлияла, в том числе, и на падение рейтинга страны в исследовании «Всемирного банка» по состоянию национального бизнеса. С 61-го места за один год он опустился на 73-е, причем, по всем десяти индикаторам.
Другая история разворачивалась в эти дни на приграничном переходе Хоргос. В середине сентября правительство изменило порядок начисления таможенных платежей при ввозе в Казахстан товаров физическими лицами. Речь идет о тех коммерсантах, что выросли из «челноков» 1990-годов. Эта акция была «посвящена» практически одному сегменту внешнеэкономической деятельности, но зато, важнейшему для состояния внутреннего рынка Казахстана — импорту товаров из КНР, который до сих пор так и не могут подсчитать наша и китайская таможни. Это происходит из-за того, что значительная часть доставок грузов контролируется криминальными структурами, работающими по обе стороны границы. Отсюда и постоянные, из года в год, расхождения в статистике взаимной торговли.
Для разрешения ситуации таможенный комитет Казахстана инициировал изменение размеров таможенной ставки на импортируемые товары. Теперь «челнок» будет платить 0,6 евроцента с каждого килограмма товара. Это получается дешевле, чем берут «серые перевозчики», и — легально. По этой схеме предприниматель получает гарантию доставки грузов в Алматы. Но те самые «структуры» организовали форменный саботаж и жесткое давление на поставщиков грузов, объясняя им, что, якобы, были подняты таможенные ставки и теперь надо платить больше. Те, конечно, платить не захотели и застряли со своими, уже оплаченными товарами, машинами и водителями на китайской границе.
За две недели их там уже около 400 автомобилей, а количество товаров, оплаченных казахстанскими деньгами, но «впавших в летаргический сон» на китайской земле в СХВ и кузовах грузовиков, подсчитать невозможно, одно известно — исчисление надо проводить в миллионах долларов. Из экономического оборота страны выпали значительные средства. А все благодаря давлению на коммерсантов «теневых структур».
И казахстанская, и китайская таможни стремятся к разрешению проблемы. И каждая самостоятельно, и вместе. Особенно возлагаются надежды на китайскую сторону, которая, похоже, правильно понимает, кто виноват в сильном расхождении таможенной статистики, своей и казахстанских коллег. И поэтому сильно хочет «выдавить» со своей территории нелегальные образования, которые на одном, отдельно взятом участке госграницы, превратились в «транснациональные» и «трансграничные».
Геннадий Шестаков, известный предприниматель и эксперт в сфере внешнеэкономического законодательства, говорит, что важно переубедить массу импортеров разорвать их традиционные отношения с приграничными «неформалами», и поверить таможенным органам с их инициативой новой ставки таможенных сборов.

Фото с сайта http://www.liter.kz