Площадки нужны не только для самолетов - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+14 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Площадки нужны не только для самолетов

Площадки нужны не только для самолетов

Лидеры стран СНГ должны решить текущие вопросы бытия.

  • 11 Июня 2007
  • 1118
Фото - Caravan.kz

Часть первая
Неформальный саммит СНГ, который прошел 10 июня в Санкт-Петербурге, думается, не совершит кардинального прорыва в вопросе реформирования организации, считающейся не только самой большой на постсоветском пространстве, но и самой неэффективной.
Можно смело предполагать, что проблема реформирования будет стоять на повестке дня саммита. На предыдущей минской встрече в ноябре прошлого года план реформирования, предложенный Астаной, был признан сырым.
Реальным результатом саммита можно признать лишь то, что по вопросу Нагорного Карабаха за стол переговоров сядут Ильхам Алиев и Роберт Кочарян. Правда, мало кто ожидает от этой дискуссии решения наболевшего вопроса. Позиции сторон полярно разнятся, а компромисс слишком далеко, чтобы реально на него уповать.
Есть, правда, и своя изюминка у петербургской встречи, а именно, присутствие на ней Гурбангулы Бердымухаммедова, президента Туркменистана, который посетит саммит после того, как его упорно не жаловал его предшественник ныне покойный Сапармурат Ниязов.
И еще один немаловажный нюанс. В рамках саммита запланирована встреча с глазу на глаз российского и украинского президентов. На ней и должны получить дополнительную динамику позитивные моменты между отношениями двух стран или… Или вопрос Черноморского флота все испортит.
Как бы то ни было, саммит вновь будет сконцентрирован на попутных вопросах, оставив за бортом внимания главный — каким должно стать Содружество в ближайшей перспективе. Обсуждения, конечно, состоятся, но мало кто верит, что они могут привести к конкретным решениям.
Воз и ныне там
Не знаю, насколько нужно быть наивными, чтобы верить в то, что на саммитах СНГ, будь-то с галстуками или без галстуков, будут приняты консолидированные решения. Как обычно, формат двусторонних встреч президентов будет превалировать. Это отличительная черта Содружества, преодолеть которую можно разве что также за счет договоренностей тет-а-тет.
Если несколько президентов смогут прийти к общему знаменателю, допустим, в вопросе реформирования организации, то можно попытаться склонить к этому других президентов. Но такой вариант не прошел на ноябрьском саммите, когда Россия и Казахстан попытались свое видение реформ навязать остальным, поэтому трудно предположить, что такой формат выхода на многосторонние решения вообще возможен. Значит, остается надеяться на чудо: руководители государств самостоятельно дойдут до понимания, что СНГ не может оставаться в прежнем состоянии, и надо что-то делать.
В том-то и вся проблема, что каждый из президентов видит реформирование СНГ лишь в той степени, насколько оно отвечает национальным интересам их стран. Векторы сближения позиций не проглядываются, главное, президенты ничего реального не делают и не хотят делать, чтобы точки зрения унифицировать.
Сработает ли площадка?
Зачастую СНГ воспринимают как площадку для переговоров между президентами. Через нее обычно решались вопросы, которые нельзя было решить другим способом. В данном формате СНГ напоминает в большей степени пожарную команду, чем организацию, способную осуществлять долгосрочное планирование.
В принципе, сегодня ценность СНГ именно в том, чтобы тушить срочно возникающие пожары. Профилактикой СНГ заниматься пока не в состоянии.
Планируется, что азербайджанский президент Алиев проведет консультации со своим армянским коллегой Кочаряном по вопросам мирного урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе.
Нужно быть большим оптимистом, чтобы думать о том, что Баку и Ереван смогут прийти к общему знаменателю. Азербайджан по-прежнему готов признать на НКР статус высокой автономии, но при выполнении обязательных условий: Карабах — территория Азербайджана, на которой должны жить и азербайджанцы, и армяне.
Армения полагает, что Карабаху следует предоставить полный суверенитет, а не автономию. Вряд ли при таком расхождении взглядов возможен компромисс. Хотя, с другой стороны, факт того, что вопросы по Нагорному Карабаху будут обсуждаться в открытом режиме — уже достижение. И благодаря чему? Благодаря тому, что есть СНГ и площадка для переговоров между президентами.
Алиев также встретится со своим туркменским коллегой. Баку очень встревожен тем, как развиваются отношения между Москвой и Ашхабадом. В конечном счете, проект Прикаспийского трубопровода и декларации сторон о сотрудничестве в деле разработки туркменских нефтегазовых месторождений российскими компаниями несут угрозу западной стратегии диверсификации поставок углеводородов и интересам США. Естественно, как верный союзник американцев Баку лоббирует Транскаспийский газопровод, который позволит поставлять газ в обход территории России. Но, несмотря на все давление со стороны Вашингтона, не видно, чтобы Бердымухаммедов поддался уговорам, вряд ли стоит ожидать, что Алиев способен как-то повлиять на туркменского президента.
Договариваться все равно придется
Довольно много интересного может дать встреча Владимира Путина и Владимира Воронина. Судя по имеющейся информации, еще до начала санкт-петербургского саммита Москва и Кишинев договорились подписать новое соглашение по приднестровскому урегулированию. Согласно новому тексту соглашения Приднестровье сохранит свой особый статус, а военное присутствие России в регионе будет сохранено в течение ближайших 10 лет. Конечно, последний нюанс вызвал на Западе неприкрытое недовольство, а еще одно условие Москвы касается того, что приднестровцы должны занять в Кишиневе влиятельные посты, может довести западных политиков как минимум до инфаркта.
Но Запад — не Молдова, которой необходимо как-то разрулить вопрос экономических санкций со стороны России. И потом, Воронин прекрасно понимает, что давление Запада на Москву в вопросе санкций — бесполезная трата времени. Поэтому молдавский президент делает то, что и надо делать в такой ситуации — берет инициативу в свои руки и старается договориться с Москвой на двусторонней основе.
Безусловно, переговоры между Москвой и Кишиневом на Западе воспринимают как сепаратные. Фактически они таковыми и являются, хотя Брюсселю можно было бы и подумать об эффективности своей политики в отношении Москвы.
Если она неэффективна, то руководители СНГ сами должны призадуматься над тем, как найти общий язык с Москвой. Судя по всему, в обмен на ослабление экономических санкций Воронину также придется слегка умерить свой пыл по интеграции Молдовы в европейские структуры.
Не исключено, что такая договоренность возможна.
Михаил Саакашвили, до сих пор несущий на себе бремя главного противника Москвы и верного союзника Запада с ползучей российской угрозой, как представляется, стал несколько прозревать.
Он попросил российского президента о конфиденциальной встрече . Наверное, мало кто из руководителей государств СНГ сомневается в том, что и после марта 2008 года Владимир Путин сумеет сохранить свое влияние на Россию. Если исходить из этой предпосылки, то необходимо договариваться именно с Путиным, и как можно скорее.
Воронин это понял, кажется, Саакашвили тоже пришел к такому же выводу. Примечателен в данной связи предыдущий, минский саммит глав государств, куда грузинский президент прибыл под гарантии конфиденциальной встречи с российским президентом. Тогда полноценной встречи тет-а-тет не получилось. Теперь давайте разберемся, почему? Можно предположить следующую версию: Путин не посчитал подобную беседу своевременной. Пара дежурных фраз и несколько минут общения — все, что получил Саакашвили в Минске. Естественно, в Санкт-Петербург грузинский президент приедет с другим настроем.
По всей видимости, даже он понял, что разговаривать с Россией с позиций силы Грузии, мягко говоря, не пристало. С другой стороны, Москва тоже отдает отчет в важности Грузии как партнера по СНГ. Во-первых, режим санкций нужно смягчать для того, чтобы Тбилиси вообще не ушел с головой в орбиту влияния США и не задумал, разместить на своей территории модные сейчас в мире элементы ПРО.
Во-вторых, еще до начала саммита посольство РФ стало выдавать визы грузинским гражданам, идут разговоры о скором возобновлении транспортного сообщения между странами. Тем самым Москва еще раз хочет показать Грузии, что торговля с Россией и нормальные отношения с Кремлем могут принести в грузинскую казну больше денег, чем благосклонность Вашингтона.
В-третьих, Россия сейчас находится в зависимости от того, как к вопросу членства в ВТО отнесется грузинская сторона. Сейчас Москве выгодно дружить с Тбилиси. Однако нельзя не принимать в расчет тот факт, что в случае ослабления вышеперечисленных факторов Саакашвили придется-таки дружить с Россией на долгосрочной основе…
Украинский президент тоже хочет встретиться с российским коллегой. Потому что вопросов между Россией и Украиной накопился вагон и маленькая тележка…

Продолжение следует

Изображение с сайта http://www.geraldika.ru