Плохого бензина у нас и своего хватает - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Плохого бензина у нас и своего хватает

Плохого бензина у нас и своего хватает

Миннефти и газа РК на днях обвинило Россию в сбыте нам низкокачественного бензина и дизеля. До 2013 года российский бензин был вполне нормальным, но теперь он стал плохим, считают в Астане.

  • 22 Марта 2013
  • 2170
Фото - Caravan.kz

– В январе 2013 года на казахстанский рынок из России поступило более 300 тысяч тонн нефтепродуктов низкого экологического класса Евро-2 по бросовым ценам, – сообщил в интервью сайту Primeminister.kz директор департамента развития нефтяной промышленности Министерства нефти и газа РК Куандык КУЛМУРЗИН.

Он пояснил, что с 1 января 2013 года на территории России вступил запрет на оборот бензина марок А-80, Аи-92 низкого экологического класса Евро-2. И теперь, мол, это топливо переправляется в Казахстан и далее – в Киргизию, Таджикистан, Афганистан.

Это порождает другую проблему – невостребованность продукции отечественных НПЗ, что ведет в свою очередь к накоплению запасов у нефтепереработчиков и снижению производства всех видов нефтепродуктов. А уменьшение доли отечественного топлива на внутреннем рынке, как следствие, может привести к росту объемов импорта российских ГСМ.

Формально в Казахстане экологический стандарт Евро-3 введен с 1 января 2013 года. Но он действует только на автомобили, ввозимые и продаваемые в нашей стране. Стандарт автоматически запрещает ввоз и производство не соответствующих Евро-3 автомобилей. Но этот стандарт не действует на топливо.

По данным Министерства транспорта и коммуникаций, казахстанские НПЗ просто не выпускают топливо такого высокого качества. Сейчас на трех заводах идет технологическая реконструкция, но в радужных перспективах выпуск нового бензина и дизельного топлива начнется только к концу года. В этой ситуации демарш Миннефти и газа против российских производителей выглядит как перекладывание проблемы с больной головы на здоровую. Что подтверждают и российские эксперты.

– Реализовывать, таким образом, остатки российские компании НПЗ вполне могли. Но станет ли такая практика систематической – другой вопрос. По идее этот поток должен быстро сойти на нет в связи с выводом старых агрегатов на НПЗ из эксплуатации, – заметил в беседе с “Караваном” руководитель аналитической группы инвесткомпании Financial Bridge Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ.

Впрочем, по словам Куандыка Кулмурзина, Казахстан в 2013 году намерен ограничить импорт российских нефтепродуктов.

– Необходимо минимизировать поставки российских ГСМ в Казахстан с целью уменьшить отдаваемые при этом объемы нефти, меньше делать расчетов с РФ. При отсутствии таможенных постов минимизировать можно введением соответствующих постановлений об ограничении импорта из России. Над проектом этого документа мы работаем – сказал К. Кулмурзин.

По данным МНГ РК, в настоящее время доля импорта российских ГСМ на отечественном рынке составляет 40 процентов.

Одновременно Казахстан увеличивает долю ГСМ из Китая. В прошлом году правительство приняло решение передавать нефть для переработки на НПЗ в Душаньцзы в СУАР. Такие толлинговые операции позволят в два раза сократить объем импорта нефтепродуктов из России.