Поближе к воде, подальше от зноя
Впечатления от первой поездки в Бурабай пять лет назад остались не самые приятные: хаотично усеянный отдыхающими пляж – тогда он был еще бесплатным, домик без удобств, снятый коллегами, мусор в местах обитания туристов. Так что знакомство с курортом отбило желание возвращаться туда на долгое время.
И вот в минувшие знойные выходные, томимые душным официозом Нур-Султана и +33, мы направились в Щучинск к родным, а оттуда – на воды. С надеждой, что за это время условия отдыха изменились.
На въезде в национальный природный парк “Бурабай” охранник взял по 237 тенге с души, выдал чек. По пути мы встречали десятки машин, припаркованных у обочины дороги, массу полицейских, туристов всех видов – жаркое лето манит к жемчужине тысячи отдыхающих.
Мы сделали остановку у поляны Абылай хана, к которой люди относятся не только как к достопримечательности, но и как к сакральному месту, где можно загадать желание. А еще здесь можно почувствовать себя героем эпосов, переодевшись в соответствующий костюм и посадив на руку беркута/сокола.
Солнце тем временем повышало градус, и мы направились к воде. Желание быстрее окунуться в прохладные волны остановило нас у второго по счету пляжа. До бесплатного пляжа добираться дольше.
А чеки будут завтра
Становимся в очередь на территорию пляжа Belcanto. Наблюдаю, как косяки страждущих платят по 500 тенге с человека и им надевают браслеты. На других, как рассказал знакомый, стоимость входа и того выше – до 1,5 тысячи тенге. Ни один посетитель при мне не задал вопрос, почему не выдают чеки. Его задаю я, на что получаю от девушки без бейджа ответ: “Чеков нет, будут завтра” (!). Она же сообщает о том, что свободных лежаков нет уже после того, как мы заходим внутрь.
Как выясняется, красивое у пляжа только итальянское название и шатры, час пребывания в которых обойдется вам в 1 тысячу тенге. Всё остальное – в лучших традициях местного релакса: на небольшой площадке беспорядочно расположены лежаки, дым от готовящегося шашлыка витает прямо над головами лежащих туристов, ну а завершают картину два биотуалета, за которые вы должны платить отдельно 100 тенге! За что же мы отдали свои пять сотен, если даже туалет платный? – На этот вопрос все та же девушка сообщила, что туалет “не их”.
Будучи особой брезгливой, я не стала пользоваться этим сортиром и правильно сделала – моя душа поэта не выдержала бы вида использованных прокладок и туалетной бумаги, разбросанных по будке – корзины для мусора здесь не было. Об авгиевых конюшнях в клозете мне рассказала мама, до этого высказав возмущения уборщице.
Не снимая вины с человека, ответственного за чистоту, я в очередной раз подумала о том, какие все-таки наши люди бескультурные в прямом смысле – гадят там, где отдыхают. Это же подтвердили мусор и амбре от следов жизнедеятельности у камней, где я, не дожидаясь, пока освободится будка, переоделась.
Скотское отношение туристов к природе и такое же отношение администрации пляжа – к туристам – такое вот полное взаимопонимание.
Про купание рассказывать не буду – это единственное, что порадовало нас в тот день наряду с солнцем. На выезде из поселка мы поинтересовались, сколько стоит аренда жилья. Утомленный жарой мужчина сообщил – 25 тысяч за комнату.
Миллиарды на зону
И пока туристы теснятся на платных пляжах Бурабая, не ведая, за что же они платят немалые деньги, пользуются грязными туалетами и попутно гадят сами, чиновники неустанно рапортуют о повышении качества услуг, росте туробъектов в этой зоне отдыха и приходе инвесторов, среди которых намечались и арабы.
Как сообщал в прошлом году ныне уже экс-министр культуры и спорта Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ, на реализацию третьего этапа развития Щучинско-Боровской курортной зоны до 2020 года направлено более 61 миллиарда тенге, половина из которых – частные инвестиции. Что было реально сделано на первых двух этапах, мой туристский и журналистский глаз не увидел.
Мы попросили прокомментировать текущую ситуацию в местной турсфере руководителя управления туризма Акмолинской области Ерлана МУРАТОВА.
По его данным, на сегодня в кластер Щучинско-Боровской курортной зоны входят более 157 объектов туризма и отдыха. В этом году продолжаются работы по 8 инвестиционным проектам, начатым в 2018 году. На территории реализуются якорные проекты: строительство курортной зоны “Аq bura” (ТОО “Elephant Construcrion Ltd”); строительство “Promenade Burabay” (BI-Group).
– План – обеспечить качественный отдых 3 миллионов туристов к 2023 году. В прошлом году курорт Бурабай посетили 1,2 миллиона туристов. 60 процентов – казахстанские туристы, 30 – россияне, и около 10 процентов – гости из ближнего и дальнего зарубежья , – рассказал главный по отдыху в Акмолинской области.
Два года назад информационный центр “Visit Aqmola” создал Call center. По номеру 8-708-801-00-00 можно получить информацию о туробъектах Акмолинской области на казахском, русском, английском языках: отели, санатории, детские лагеря, достопримечательности, национальные парки и заповедники, развлечения.
Кстати, это первый проект в Акмолинской области, который направлен на обратную связь с отдыхающими.
– Иногда цена не соответствует качеству предоставляемых услуг, при этом большинство туристов восторгаются уникальной природой и культурно-историческими местами, – заметили в управлении туризма.
Приличный номер в отеле курорта Бурабай обойдется от 25 тысяч тенге в сутки (номер на двоих), сдаются комнаты на 3–6 человек, цена варьируется в пределах 8–15 тысяч тенге в сутки. Неблагоустроенные домики арендаторы предлагают от 4–5 тысяч за одного человека. Есть и домики с удобствами от 5–8 тысяч за человека. В некоторых случаях в цену включено трехразовое питание.
Суточная емкость курорта составляет более 12 тысяч койко-мест. В пик сезона – летом – местное население поселка Бурабай и города Щучинска предоставляет в наем свое жилье.
– Большинство из них проходят регистрацию в качестве ИП в фискальных органах. Они проходят тренинги по гостеприимству и сервису услуг с участием казахстанских и международных экспертов, – заверили нас чиновники от туризма.
Мы вас помним
Самыми острыми вопросами Боровской зоны остаются ремонт, реконструкция и строительство дорог. В Щучинске, например, мы надышались пылью пролетающих по улице Куйбышева машин – за 5 лет жизни в городе наши родственники не видели ремонта этой ужасной дороги.
– Также требуется расширение сети кемпингов и автостоянок, решение экологических проблем. В этих целях утверждена Программа развития территорий Бурабайского района на 2016–2020 годы, план развития Щучинско-Боровской курортной зоны на 2017–2020 годы (ІІІ этап), Госпрограмма развития туристической отрасли РК на 2019–2025 годы, – сообщил руководитель управления туризма Акмолинской области. Алаколь или Боровое: самые дорогие и самые дешёвые отели и зоны отдыха
На территории озера Боровое 11 платных пляжей. Согласно договору арендатора с ГНПП “Бурабай”, там должны быть дополнительные услуги для отдыха посетителей и лиц с ограниченными возможностями (зонты, лежаки, шезлонги). Но ни одного зонта на Belcanto мы не увидели. Как не увидели, какие услуги предоставляются инвалидам.
По поводу платы за туалет – она взимается за обслуживание (зарплата уборщицы и вызов бухтовозки), при этом арендаторы по договору вывозят мусор за свой счет. Цена за вход на пляж формируется не только за предоставляемые услуги, но и за содержание пляжа, проинформировали нас в управлении туризма.
Ну а после нашего рассказа об особенностях работы Belcanto выяснилось, что администрация пляжа мало того, что чеки не выдает, так еще и…
– По словам директора Belcanto чеки, выданные гостям, сохраняются.
Они утверждают, что помнят вас (феноменальная память, учитывая, что в воскресный день на пляже была тьма народу), что вы отдыхали с 11 до 20 часов, что чеки они вручили и могут предоставить вам, – сообщил нам руководитель управления Акмолинской области Ерлан Муратов.
Впрочем, забыть меня, действительно, невозможно, ведь в очереди я была единственной, кто спросил, где чеки за вход. Но, сдается, что сотрудники пляжа в тот воскресный день получили солнечный удар и перепутали меня с кем-то, кто так же, как и я, потребовал чек. А находились мы там с 12.30 до четвертого часа дня. Ну а насчет предоставить чеки – вы их задним числом распечатаете, Belcanto?..
Вместо того чтобы выгораживать себя, вы бы туалеты лучше мыли и персонал научили работать. Да и список услуг повесьте на входе, чтобы мы знали, за что отдаем 500 тенге заранее.
Щучинск – НУР‑СУЛТАН