Плата за цивилизацию - Караван
  • $ 483.23
  • 534.74
+22 °C
Алматы
2024 Год
3 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Плата за цивилизацию

Плата за цивилизацию

«Налоги – плата за цивилизацию» – эти слова известного американского юриста Оливера В. Холмса, 30 лет проработавшего в Верховном суде США, не потеряли своей актуальности.

  • 13 Сентября 2010
  • 1867
Фото - Caravan.kz

Поступательное развитие общества, повышение благосостояния людей сегодня в первую очередь зависят от разумности фискальной политики, позволяющей обеспечивать государство необходимыми средствами.

Мировой экономический кризис внес свои коррективы в макроэкономическую политику практически каждой страны.

Полный капитализм и свобода предпринимательства, как и любой вид максимализма, показали свои изъяны и выявили проблемы, которые пришлось решать в кратчайшие сроки и уже с властным вмешательством. Инструментом, явившимся катализатором экономического развития в столь сложном периоде, оказался бюджет – то есть именно налоги и другие обязательные платежи.
История вопроса
Основные принципы формирования налогообложения в законодательстве нашей страны начали закладываться с 1995 года. Это время совпало с массовым заключением контрактов на недропользование и других соглашений с иностранными компаниями. Условия, прописанные в тех документах, соответствовали реалиям времени и были построены на принципе «больше экономических выгод для инвестора в условиях рисков, неопределенностей и слабой экономики принимающего государства».
Однако за 15 лет Казахстан на зависть многим сделал мощный экономический и политический рывок, у нас создан благоприятный климат для ведения бизнеса. Справедливо, если взамен приложенных усилий государства в частности и народа в целом будет получена адекватная выгода от ресурсов.
2009 год для республики был ознаменован принятием нового Налогового кодекса, основным новшеством которого стало восстановление экономической справедливости в контрактах на недропользование путем введения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и реформирования рентного налога. Были и иные новеллы, главным образом направленные на смещение бремени с отечест­венных компаний несырьевого сектора на добывающие отрасли, сокращение админист­ративных барьеров и повышение эффективности налогового администрирования.
Своевременное реагирование на политику в отношении недропользователей, которое вылилось в максимальное поступление налогов в Национальный фонд, обеспечило государство необходимыми средствами для преодоления кризиса, поддержки экономики и продолжения 100% финансирования всех социальных программ.
Об эффективности принятых мер можно судить по поступлениям специальных платежей и налогов недропользователей: они выросли с 391,5 млрд. за 2007–2009 годы до 1,143 трлн. тенге за восемь месяцев 2009–2010-х. В частности, только по реформированному рентному налогу зафиксировано «прибавление» с 610,9 млн. до 319,9 млрд. тенге.
Резкий рост объемов пришлись на прошлый год, и это вопреки тому, что на прошлый год пришелся пик кризиса и падение в разы цен на все полезные ископаемые!
Информация и контроль
Совершенствование налогового законодательства коснулось и администрирования, в том числе в части использования информационных технологий. Так, уже реализовано электронное взаимодействие со всеми банками второго уровня по выставлению инкассовых распоряжений на счета налогоплательщиков по взысканию задолженности, а также получению уведомлений от БВУ об открытии и закрытии счетов.
Отмечу, что уже сейчас в Кабинет налогоплательщика электронным способом направляются порядка 97–98% уведомлений по камеральному контролю. Последний был усилен с целью снижения коррупционности и количества документарных проверок. Итоги его запусков только по НДС уже сегодня определяют десятки тысяч налогоплательщиков, у которых выявляются значительные несоответствия сведений в представленной отчетности. Таким образом, в 2009 году в бюджет дополнительно поступило 10,8 млрд. тенге. Только по результатам отработки результатов камерального контроля за 4-й квартал прошлого года в 2010-м фактически уже уплачено 3,9 млрд. До конца года предполагается осуществить автоматизированный камеральный контроль по КПН, по налогам с фонда оплаты труда (ИПН и социальный налог).
На сегодня налоговые органы используют в работе информационные системы, в рамках которых реализованы основные процедуры администрирования, позволяющие проводить анализ и выявлять дополнительные резервы по увеличению доходной части бюджета. Так, «всплыли» сведения по налогоплательщикам, осуществляющим деятельность без контрольно-кассовых машин (ККМ)…
Процесс усовершенствования законодательства также затронул сферу аудита. Весьма показательно, что за первые шесть месяцев года текущего по результатам нашей контрольно-экономической работы доначислено налогов, платежей и пени на 207,2 млрд. тенге. Для сравнения, в том же периоде 2009-го сумма составляла 118,1 млрд. Качественный рост налицо.
Проверка на риски
Комплексные проверки проводятся согласно утвержденному плану на основе системы управления рисками (СУР). Он размещен на официальном сайте Генеральной прокуратуры РК и включает (в 2010-м) 4 640 юридических лиц.
Применение СУР позволяет «точечно» проверять только субъектов частного предпринимательства – потенциальных нарушителей законодательства. В настоящее время продолжается работа по совершенствованию критериев оценки степени рисков для отбора по другим категориям налогоплательщиков и включения их в план на будущий год.
Совершенствование законодательства искореняет незаконную деятельность «обнальных» фирм, но при этом не исключает поиск и создание новых схем уклонения от уплаты налогов, поэтому базы данных о нерадивых предпринимателях постоянно обновляются и расширяются. Своевременное реагирование и комплекс мер воздействия позволяют на раннем этапе выявить нарушения и передать информацию для принятия процес­суальных решений в правоохранительные органы.
Если по состоянию на первое января налоговые органы располагали судебными актами в отношении 555 налогоплательщиков, признанных лжепредприятиями, то только за последующие шесть месяцев их количество увеличилось на 116 (до 671).
По состоянию на первое июля 8 599 контрагентов лжепредприятий самостоятельно устранили нарушения: представили дополнительные декларации, где скорректирована сумма НДС, ранее отнесенная в зачет по взаиморасчетам на сумму 10,88 млрд. тенге. Кроме того, 6 067 покупателей «исправили» размер КПН на 14,58 млрд. тенге. Налоговики по итогам проверок у 1 297 контрагентов исключили из зачета НДС по таким сделкам на сумму 6,9 млрд., 1 111 контрагентам дополнительно начислено 11,76 млрд. КПН.
Для поддержки субъектов предпринимательства в период стабилизации экономики в текущем году в законодательстве закреплены новые нормы. В соответствии с ними налогоплательщикам будут списаны суммы штрафов за налоговые правонарушения, нарушения законодательства РК о пенсионном обеспечении и (или) об обязательном социальном страховании, наложенные до 1 января 2009-го, а также предусмотрено списание суммы пеней, начисленных до того же срока и не уплаченных по состоянию на первое мая 2010-го.
Все это дает возможность представителям МСБ возобновить предпринимательскую деятельность с чистого листа, без старых долгов.
Кроме того, предусмотрена норма, устанавливающая, что Правительство РК вправе принять решение о предоставлении отсрочки погашения налоговой задолженности, образованной в период с 1 января 2008 года по дату вынесения такого решения.
Выше приведенные меры нацелены на оздоровление предприятий несырьевого сектора в рамках реализации второго направления программы «Дорожная карта бизнеса-2020», которое предполагает в том числе субсидирование процентной ставки по имеющимся кредитам банков.
Следует отметить, что основная масса налогоплательщиков добросовестно исполняет свои обязательства, а задача налоговых органов в свою очередь – обеспечить максимально качественное предоставление государственных услуг.
«Визитная карточка»
Место соприкосновения налогоплательщика с налоговыми органами, своего рода «визитная карточка» последних, – центры приема и обработки информации. Они принимают, обрабатывают и выдают около 50 видов документов, при этом в центре могут обслуживаться и граждане, предпочитающие «электронное общение», для чего предназначен терминал налогоплательщика, коммуникации и компьютерное обеспечение которого предоставляются бесплатно.
В целом по республике функционируют 215 центров. К ним предъявляются определенные требования: наличие мест ожидания, бесплатного компьютерного оборудования, столов для заполнения документов и так далее. То есть создаются благоприятные условия, позволяющие с комфортом исполнить свои налоговые обязательства и получить услуги. Ежегодно осуществляется строительство и реконструкция центров, к примеру, только в 2010 году запланирован ввод в действие девяти дополнительных…
В целях снижения административных барьеров разрабатываются стандарты по 24 налоговым услугам, включенным в реестр государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам.
Начиная с 2007 года по инициативе Налогового комитета осуществляется обследование мнения налогоплательщиков с целью оценки деятельности службы. Показатель удовлетворенности субъектов бизнеса качеством услуг в 2008-м составил 81%, по итогам 2009-го – 85%, по населению положительная динамика такова: 72% и 91% соответственно.
Для обеспечения повсеместного доступа к электронным услугам терминалы налогоплательщика устанавливаются в сельских округах, функционируют пункты общественного доступа (ПОД). Кроме того, наш комитет предоставляет свои сервисы и на портале «электронного правительства».
Нужно обратить внимание на тот факт, что налоговые органы одними из первых в стране стали внедрять «е-услуги», в том числе с использованием ЭЦП. В дальнейшем планируется расширение их перечня для минимизации контактов налогоплательщиков с клерками.
Все проводимые мероприятия позволят нам выйти на более качественный уровень общения с налогоплательщиками и приблизят службу к решению стратегической задачи по обеспечению удовлетворенности общества нашей деятельностью.
Другая ключевая задача налоговиков – искоренение коррупции в собственных рядах. Примечательно, что в первом полугодии из 27 правонарушений нашими силами выявлено 20 (удельный вес – 74%), тогда как за аналогичный период 2009-го это были всего 23%. Рост в 6,6 раза!
Активизирована работа и по выявлению коррупционных преступлений. За шесть месяцев из 35 уголовных дел по нашей инициативе возбуждено 22, органами финансовой полиции – 11, национальной безопасности – 2. Если сравнить с показателями годом ранее, то количество дел, возбужденных по инициативе налоговиков, возросло почти в 7 раз, а их удельный вес – в 5.
Сборы «на троих»
С 1 июля текущего года вступил в силу Таможенный союз трех государств – Казахстана, Беларуси и России. Функции сборов НДС перешли от таможенных органов к налоговым.
Налоговый кодекс, Кодекс об административных правонарушениях претерпели некоторые изменения, приняты 11 приказов министра финансов, ряд постановлений Правительства, регламентирующих вопросы администрирования косвенных налогов в ТС, направленных на исключение фактов их недопоступлений по товарам, импортируемым на территорию РК из стран-партнеров.
Как показали итоги первого месяца работы союза, поступления превысили 18,6 млрд. тенге – на 920 млн. больше, чем за июнь, что говорит о правильности стратегического курса экономической интеграции.
В целом за январь – август годовой план по доходам госказны в компетенции Налогового комитета МФ РК составил 1,9 трлн. тенге и исполнен на 108,6%, в том числе республиканский бюджет – 1,1 трлн. (110,5%), местный – 800,4 млрд. (105,9%), к концу года ожидается стопроцентное исполнение по всем уровням бюджетов.
Увеличение налоговых поступлений в первом полугодии свидетель­ствует об оздоровлении казахстан­ской экономики: она растет, работает, «дышит полной грудью».
Политика Президента в области налогообложения – своевременная и обоснованная. Со своей стороны налоговые органы прилагают все усилия по осуществлению надлежащего контроля над исполнением норм законодательства, внедрению лучшего международного опыта в области администрирования и предоставления государственных услуг.
Исполнение бюджета: равнение на 100%
За январь — август годовой план по доходам государственного бюджета составил 1,9 трлн. тенге и исполнен на 108,6%
Источник: «Казахстанская ПРАВДА», Даулет ЕРГОЖИН, председатель Налогового комитета Министерства финансов РК