Нынче даже в самом захолустном провинциальном городишке можно встретить вывеску, оповещающую о возможности стать моложе и красивее. Мода пошла — открывать центры пластической хирургии.
Однако не все они преследуют цель помочь человеку, нуждающемуся в корректировке данного богом при рождении или исковерканного по ходу жизни.
Свой коммерческий интерес центры не скрывают, не зря они не подчиняются даже местным управлениям здравоохранения, отвечающим за здоровье населения.
Во всем мире пластические операции приносят огромную прибыль. Этот вид бизнеса поставлен на широкую ногу. Только в одной Америке два года назад пластические операции перенесли более 1,5 миллионов человек. Всего американцы на это дело тратят не меньше 7 миллиардов долларов год. Стоимость подобных процедур достаточно высока. К примеру, услуги хирурга, который проводит операцию по исправлению формы носа стоят почти $3 тыс., груди — $3.5 тыс., уха — $2.2 тыс., подтяжка лица — более $5 тыс. У нас народ, конечно, не настолько богатый, но, чего не истратишь ради красоты.
В Казахстане операции по подтяжке груди стоят не меньше 1тысячи долларов, остальные виды услуг, соответственно, дороже. И как ни странно, молодые женщины со средним достатком по несколько лет копят деньги, чтобы операционным путем улучшить свою внешность.
Однако косметическая хирургия возникла не из-за прихоти женщин. Толчком для ее массового развития стала Первая Мировая война. Многие солдаты и офицеры тогда получили ранения, которые обезобразили их лица. Что стало поводом для проведения обширных научных исследований и открыло перед медиками новый рынок.
Однако во второй половине ХХ века обезображенные войной солдаты уступили свое место на операционных столах представительницам прекрасного пола и пожилым людям, не желающим стареть.
В основном к пластическим хирургам идут после 30 лет: устранять морщины возле глаз, улучшать форму груди, пострадавшей в результате беременности, делать липоксацию, — это наиболее распространенные виды косметических «утех».
Согласно этическим принципам американских пластических хирургов, перед проведением операции они обязаны полностью раскрывать пациентам глаза на возможные негативные последствия. Кроме того, они обязаны сообщать, что пластическая хирургия не исправляет проблем с внешностью, возникших в результате курения, употребления алкоголя и ведения нездорового образа жизни. Но в Америке в подобных центрах люди не умирают, как- никак подобные операции по большому счету не связаны со здоровьем человека. По крайней мере, это не соматическое заболевание. Впрочем, статистику со смертельными исходами от подобных операций медики стараются не разглашать. Это своего рода, тайна за семью печатями. А у нас тем более. Хотя подобные случаи и происходят.
Центр реконструктивной хирургии в Уральске открылся два года назад. Тогдашние власти предрекали учреждению большое будущее. Может кому-то и помогли его врачи, но не Светлане Маратовой (имя и фамилия изменены из этических соображений). Здесь здоровая, молодая, красивая 22-летняя девушка нашла свою смерть. Все произошло настолько быстро, что родители девушки до сих пор не могут оправиться от шока. Вообще о существовании центра пластической хирургии Маратовы узнали случайно, от знакомых врачей, работающих в коммерческих учреждениях здравоохранения. Знакомые с придыханием рассказывали о чудесах, и девушка решила воспользоваться его услугами. Хотя большой необходимости в этом не было, миллионы женщин смиряются с небольшими дефектами своей внешности и прекрасно устраивают свою личную жизнь. Но молодая женщина захотела стать еще красивее. Сами врачи центра реконструктивной хирургии успокаивали, мол, это отнюдь не сложная операция, здесь ее делают запросто и все обходится без каких бы то ни было осложнений и тяжелых последствий.
На столь пустяковую операцию девушка пришла вместе с матерью. Заплатив за услуги центра 150 тысяч тенге, и, проводив дочь до операционной, женщина ушла домой. По дороге зашла в мечеть, помолиться за успешную операцию. Это было в 12 часов дня. А уже в 17 врачи констатировали биологическую смерть пациентки. Сама операция не была даже начата. Как сообщили следствию врачи: через 20 минут после ввода наркоза у пациентки начались признаки анафилактического шока в виде резкого падения артериального давления, отека Квинке и явлений бронхоспазма. Через два часа остановилось сердце. Несмотря на проведенные реанимационные мероприятия, спасти Светлану не удалось.
Областное управление здравоохранения по данному факту провело служебное расследование. В ходе расследования установлено, что реанимационные мероприятия врачом проведены не в полном объеме, с нарушением последовательности введения лекарственных препаратов из-за низкого уровня квалификации анестезиолога и отсутствия дефибриллятора. Областная судебно-медицинская экспертиза также установила, что необходимые исследования в предоперационном периоде были проведены не в полном объеме. Даже не была расшифрована электрокардиограмма, на которой, как потом выяснилось, имелись признаки ишемической болезни сердца.
Однако следователи управления внутренних дел посчитали, что дело не стоит и выеденного яйца, а посему вынесли постановление о его прекращении. Следователь УВД Батыргалиев не усмотрел в действиях врача-анестезиолога состава преступления. Родственники погибшей обратились с жалобой в прокуратуру, но безрезультатно. Теперь они написали в генеральную прокуратуру и администрацию президента страны. «Вина врача очевидна. Моя дочь никогда раньше не жаловалась на свое здоровье. А здесь она просто хотела стать еще красивее. И то, что врач не справился со своей задачей — его вина», — говорит мать погибшей.
Начальник областного управления здравоохранения назвал произошедшее настоящим ЧП. «Невиданный случай, говорит он, в областном центре, где есть все возможности и силы спасти жизнь человека, мы теряем молодую женщину. Для нас ЧП, когда умирает женщина детородного возраста в отдаленном районе, где сложно оказать квалифицированную медицинскую помощь из-за нехватки квалифицированных специалистов, а здесь можно было оказать экстренную помощь».
Подобные факты летальных исходов не останавливают остальных желающих изменить свою внешность хирургическим путем, так же как авиакатастрофы не в состоянии заставить людей отказаться от полетов.
Американские психологи считают, что люди, вступившие на путь искусственного исправления недостатков своей внешности, оказываются в серьезной психологической зависимости. Для обозначения подобного недуга существует особый термин — «дисморфический синдром». Считается, например, что им страдает известный певец Майкл Джексон, перенесший множество подобных операций. Один раз попробовав и почувствовав эффект от пластической операции, люди из раза в раз обращаются к этому виду «косметики».
Казахстанцы стараются не отставать от остального мира и шагать в ногу со временем.
Другое дело, что не всегда у нас можно получить квалифицированную услугу. Понятно, что дело новое. А специалисты должны оттачивать свое мастерство постоянно, хирурги, делающие косметическую операцию обязаны быть ювелирами, а не мясниками.
И может быть нашим соотечественникам не стоит пока торопиться, а лучше сто раз взвесить и подумать, прежде чем подвергнуть риску свои жизнь и здоровье.