План Тараза будет! Генеральный… - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
0 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
План Тараза будет! Генеральный…

План Тараза будет! Генеральный…

Административный центр Жамбылской области, Тараз, хорошо известен казахстанцам, как город небольшой, провинциальный, но именно этой своей провинциальностью очаровывающий всех, кто хотя бы раз здесь побывал.

  • 8 Ноября 2007
  • 4872
Фото - Caravan.kz

Однако в последнее время областные и городские власти задались целью улучшить архитектурный облик Тараза, придать ему современный вид. Ведь хаотичная точечная застройка отнюдь не украсила город, а лишь осложнила деятельность коммунальных служб, которым порой просто невозможно производить ремонтные работы, так как в месте нахождения подземных коммуникаций зачастую находится магазин или кафе.
Проблема, впрочем, стала актуальной для всех городов республики. Поэтому вопрос создания нового генерального плана Тараза сегодня обсуждается на всех уровнях, и приобрел интерес не только у чиновников, но и у общественности.
До нынешнего года у Тараза был генеральный план, предусматривающий развитие областного центра до 1986 года. Понятно, что в течение последних двадцати лет достаточно часто возникали разговоры о том, что город нуждается в обновленном генплане, но в силу определенных причин — переходный период и дефицит бюджета — руководители обл- и гор- акиматов вместо ответа на вопрос о генплане только разводили руками.
В начале девяностых какое-либо строительство в Таразе практически прекратилось: все начатые строительные объекты были законсервированы, а возведение жилья производилось лишь в частном порядке.
Возродилось строительство только в 2002 году, когда город готовился к 2000-летнему юбилею. А полноценное строительство жилья началось в 2005 году в рамках реализации государственной жилищной программы. За счет индивидуального жилищного строительства значительно увеличилась и продолжает развиваться территория частного сектора. Это стало причиной присоединения к Таразу пустующих территорий соседних Жамбылского и Байзакского районов.
Но без грамотно разработанного генерального плана дальнейшее строительство и улучшение архитектурного облика города невозможно. С нынешнего года дело сдвинулось с мертвой точки — горожанам был представлен проект генерального плана, над которым в данное время работают специалисты алматинского ТОО «Урбостиль». По словам директора ТОО Любови Нысанбаевой, при создании генплана был учтен именно неповторимый колорит по-настоящему азиатского стиля нашего города.
Разработчики планируют создание более широких проспектов, строительство развязок (что весьма актуально в свете увеличения количества автотранспорта), строительство надземных и подземных паркингов. Как это будет выглядеть, не всем горожанам пока ясно, но перспективы, в общем, привлекательные.
Сегодняшний вид городских магистралей может удовлетворить лишь поклонников антиутопий — пробки в центре города, обочины дорог, превращенные в хаотичные парковки, и воздух, наполненный выхлопами автомобилей. В городе с населением 338,1 тысяч человек на сегодня зарегистрировано более 100 тысяч автотранспортных средств.
Конечно, разработчики учли и двухтысячелетнюю историю Тараза, его уникальность, ухоженность. Не забыли и то, что город находится в сейсмоопасной зоне. Таким образом строительство новых жилых объектов будет в основном одноэтажным (40 процентов от общего числа), 30 процентов жилья представят пятиэтажки, остальные здания — 9-12-тиэтажные.
Далее, по замыслу разработчиков генплана — увеличение зоны зеленых насаждений. Это будут клинья из водоемов и деревьев, пронизывающие весь город насквозь. Кроме того, возможно, у Тараза появится своя набережная, так как в непосредственной близости от города протекает река Талас.
Правда, перспектива эта вызывает критику у местного населения, так как берега реки обладают сыпучими свойствами и строить на них что-либо никто не решается. Как рассчитывают справиться с этой проблемой разработчики, пока остается вопросом. Но от этой идеи, судя по всему, они отказываться не собираются, скорее наоборот — вот в Кызылорде построили набережную, теперь это излюбленное место отдыха горожан. Сомнительным показалось и намерение разработчиков генплана устроить в районе Тектурмаса зеленую зону отдыха. В этом месте сегодня находится кладбище и почва каменистая, на которой практически ничего не растет. Чтобы создать благоприятную атмосферу для создания зеленого пояса, необходимы дополнительные затраты.
И гвоздь программы — новый микрорайон «Байтерек», к строительству которого планируется приступить в скором времени. Уже сейчас, воплощенный лишь в проекте, этот строительный объект является гордостью руководства области и города.
Действительно, если этот микрорайон, строительство которого предполагается в районе аэропорта, будет возведен, то Тараз на самом деле станет привлекательным в архитектурном плане. А сам микрорайон станет престижным местом проживания для 16 тысяч человек.
Впрочем, перспективы эти долгосрочные, да и окончательный вариант генплана таразцы пока не видели. По информации советника акима города Тараза по строительству, градостроительству и архитектуре Серика Алибаева, разработка генерального плана проходит четыре стадии. В настоящее время завершены две из них: анализ предоставленных материалов и корректировка концепции градостроительства города. Разработку и согласование предполагается завершить в первом квартале 2008 года, а на утверждение в Правительство генплан отправится во втором полугодии будущего года. Так что, если не возникнут какие-либо непредвидимые обстоятельства, то к концу следующего года у нас появится полноценный генплан, в который с учетом того, что к 2030 году население города увеличится до 600 тысяч человек, будут заложены все его потребности.
Все это, конечно, может повлечь за собой проблему, с которой сегодня очень хорошо знакомы жители южной столицы — отъем территорий под госнужды, выселение целых жилых массивов, возведенных без соблюдения законности. Это может напрямую коснуться жителей бывших дачных поселков, которые сегодня стали полноценными жилыми районами и присоединены к городу.
Тем временем, несмотря на заявление начальника отдела архитектуры и градостроительства акимата города Тараза Ильяса Бекежанова, что до появления окончательного варианта генерального плана в областном центре объявляется мораторий на выделение земельных участков под строительство объектов малого и среднего бизнеса вдоль магистральных трасс и тротуаров, магазины, кафе и рестораны продолжают строиться и открываться. Даже в зонах отчуждения между городскими микрорайонами, где проходит подземная теплотрасса, ведется возведение гостиницы и торгового центра. Эти объекты весьма трудно назвать временными конструкциями. Но что ни сделаешь ради поддержки предпринимательской деятельности и пополнения городского бюджета — очень хочется надеяться, что именно из этих побуждений чиновниками были выданы разрешение на сооружение этих объектов. Причем при каждом удобном случае сами предприниматели обвиняют руководство области и города в том, что именно отсутствие генерального плана мешает полноценно развиваться бизнесу. Хотя производственные объекты в городе по пальцам можно пересчитать.
И сколько таких кафе-ресторанов еще появится на территории «красной линии» до конца будущего года, неизвестно. Но уже сейчас начинаешь думать о том, что появление нового генплана станет началом нового этапа жизни города, когда возникнет противостояние владельцев зданий, попадающих под снос, с представителями госорганов, отвечающими за выполнение генерального плана.
На фото: Тараз, центр города.