Как уверяет журналист ЭХО, американские эксперты разработали сценарий военной акции против ИРИ с использованием территории Азербайджана.
Цель атаки — уничтожение ядерного потенциала и смена режима в Тегеране.
Переизбрание Джорджа Буша на пост президента США может означать, что судьба Ирана уже решена. Во всяком случае, так считают многие американские издания. В прессе активно обсуждается целесообразность военной акции США против Ирана.
На этом фоне особый интерес представляет информация, оказавшаяся в распоряжении «Эхо». Это — один из вариантов плана военного удара США по Ирану, цель которого — смещение нынешнего режима и уничтожение ядерных объектов на территории этого исламского государства. Значительная часть материала связана с участием Азербайджана в «иранской акции».
Разработана операция в так называемом «Американском комитете руководителей по Ирану«, в который входят различные американские эксперты, в том числе военные, разведчики и др. Азербайджанские военные эксперты, которых редакция ознакомила с планом, считают, что предложенная операция, несмотря на некоторые сложности, вполне выполнима и реальна.
В числе разработчиков плана военных действий против Ирана, которых собрало влиятельное издание с военным уклоном The Atlantic, находятся, например полковник Военно-воздушных сил США Сэм Гарднер, представитель спецслужб Рюэл Марк Герехт и другие. Как следует из текста, имеющегося в редакции, судя по всему, план будет зачитан как доклад.
Операция, по замыслу авторов, должна пройти в течение ближайших 6 месяцев. В детальном описании ситуации, подготовленном военными специалистами США, приводятся данные за последние 18 месяцев, свидетельствующие о том, что ИРИ развивает ядерные технологии бешеными темпами.
По данным экспертов, уже к 2006 году, Тегеран будет обладать ядерными оружием. Средства доставки боеголовок у Ирана уже имеются, но к 2008 году возможности иранских военных возрастут еще больше.
«Там (в Иране — ред.) есть атомные программы, которые мы видим, но есть программы, которые не видны. По всей видимости, в Иране более одной программы вооружения и работы идут глубоко под землей, а возможно, и в центре городов», — говорится в докладе.
В числе возможных проблем в ходе проведения операции, которую разработчики назвали «Стратегический сюрприз» (почему именно так — чуть ниже), называются российские установки противовоздушной обороны S-400, состоящие на вооружении у Ирана, дальность действий которых составляет около 400 километров.
Прилагается специальная карта с указанием мест, где расположены установки. С большим вниманием авторы плана относятся к ракетам Шахаб-3, имеющих дальность действия 1500 километров. Даются несколько фотографий ракет и их точные характеристики. Американцы называют два места возможного запуска Шахаб-3. Один находится в центре Ирана, а другой — на границе с Азербайджаном.
При любом раскладе ракеты достигают территории нашей страны. Особой оценки удостоились иранские ядерные объекты — к плану прилагается космическая и аэрофотосъемки месторождения урана в Саганде, фабрики по переработке урана в Араке, некоего объекта в Парчине, ядерного реактора в Бушере (он, по предположению американских экспертов, заработает в 2006 году). Есть фотографии объектов, связанных с химическим и биологическим оружием, один из которых находится в Исфагане.
«Иран ратифицировал Конвенцию о нераспространении ядерного оружия», — отмечают разработчики. В то же время они указывают, что каждый год ИРИ выпускает до 1000 тонн отравляющих веществ различного действия.
Что касается биологического оружия, то ИРИ также ратифицировала соответствующую Конвенцию, однако предпринимает попытки разрабатывать этот вид оружия массового поражения (ОМП) и в данный момент имеет небольшой его запас.
В качестве одного из оснований для акции в Иране называется вмешательство Тегерана в иракский вопрос. ИРИ активно поддерживает повстанцев в Ираке, что нервирует американцев.
Рассматривается в материале также участие Израиля в операции в Иране — приводится анализ израильского авиаудара по объектам в ИРИ в 1981 году, анализируются маршруты полета самолетов Израиля (через Турцию и ряд арабских стран). Указываются и характеристики израильских ракет Офек-5 и Офек-6 (запуск последней не удался).
Американские специалисты указывают, что иранский режим — уверенный и сильный, а один из приоритетов руководства ИРИ — разработка ядерных программ.
В своем материале эксперты детально проанализировали все последние военные кампании, которые вели США. Именно в результате этого возникла идея «Стратегического сюрприза». Как указывают авторы, существует несколько общих концепций ведения боевых действий.
Старая концепция — «Сгенерированный старт» предусматривает 90 дней на развертывание и подготовку войск. Затем следует 45 дней воздушных операций. После — 90 дней наземной атаки. А затем неопределенный срок операции по стабилизации ситуации в оккупированной зоне.
Следующий вариант — «Ускоренный старт». Его отличие от предыдущего в более быстром развертывании войск — всего 45 дней. Зато на воздушные атаки выделяется три месяца, и лишь затем начинается наземная акция. После следует операция по стабилизации.
Третья концепция — «Гибрид». Развертывание — 30 дней. Воздушные операции — 14 дней, наземная операция — 90 дней. Затем все та же операция по стабилизации.
Сейчас эксперты предлагают четвертый вариант — «Иран — стратегический сюрприз». В общих чертах план предусматривает развертывание в течение 20 дней. Причем оно должно совпасть с ротацией американских войск в Ираке. Делается это для того, чтобы до последнего момента скрывать истинные намерения США. Кроме того, за этот срок проводится окончательная массированная обработка общественного мнения, которое должно одобрить удар по Ирану. Затем в течение 30 дней следуют одновременные воздушные удары и «точечные» операции наземных сил. Все в рамках атаки на Иран предусмотрено 30 различных акций.
И, самое главное, план не предусматривает никакой операции по стабилизации ситуации, поскольку оккупации как таковой не будет.
В то же время границы союзников США, граничащих с Ираном, будут усилены.
В нескольких точках (Баку, Тбилиси, Кувейте, Саудовской Аравии, Ираке и некоторых других местах) будут установлены специальные установки THAAD (высотная зональная защита). Эти системы способны засекать одновременно большое количество запусков ракет и уничтожать их вскоре после взлета.
Всего, по предварительным расчетам, 30 боевых акций в рамках операции «Стратегический сюрприз» обойдутся американской казне в 700 миллионов долларов.
Это в том случае, если удастся обойтись без оккупации и уложиться в отведенные 30 дней. При этом просить дополнительных денег у Конгресса не придется — средства легко найти в программах по финансированию операций в Ираке, Афганистане и т.д.
Отдельная тема плана американских экспертов — участие Азербайджана, который они считают ключевой страной. В материале приводится карта Азербайджана с аэродромами, которые можно было бы задействовать в операции. Указываются также и типы самолетов, способных приземлятся на них.
Прежде всего это аэродром Гала на Абшероне (может принять 2 транспортных самолета C-17s или 4 C-130s). Затем Баку-Бина — три C-17s или два C-5s или шесть C-130s. Сумгайыт (Насосный) — два C-17s или четыре C-130s. Гарачала (Сальян) — 2 C-17s или 4 C-130s. Лянкяран — 2 C-130s; Кюрдамир — 2 C-17s или 4 С-130s; Евлах — 2 C-130s; Гянджа — 2 С-17s или 4 C-130s; Далляр — 1 C-17 или 2 C-130s и, наконец, Нахчыван — 1 C-17 или 2 C-13-s.
Правда, как отмечают некоторые западные специалисты, подготовка какого-либо из этих аэродромов к принятию американских самолетов может вызвать гнев Ирана и заранее даст понять Тегерану о готовящейся акции.
Независимый военный эксперт Узеир Джафаров в интервью «Эхо» подтвердил верность выкладок американских спецов. По его словам, аэродром Гала готов и действительно может принять транспортные самолеты. В Сальянах (Гарачала) сейчас идут ремонтные работы, так же, как в Далляр. С Бина — все ясно, этот аэропорт самый мощный в Азербайджане. Нет проблем с Насосным и Кюрдамиром. Рабочие аэропорты есть в Гяндже и Нахчыване. Что касается Лянкаряни, то тамошний аэропорт в несколько запущенном состоянии, но все равно в состоянии оказать нужную помощь.
Продолжая тему охраны Баку от возможной ответной реакции Ирана, эксперты дают карту, на которой указаны способы охраны от иранского военно-морского флота. На территории Туркменистана могут быть размещены антикорабельные ракетные установки. Кроме того, может быть проведено минирование части Каспия, прилегающей к Ирану и к Абшеронскому полуострову.
План предусматривает контакты между официальным Вашингтоном (госсекретарь, Белый дом и т.д.) и Баку по созданию в Азербайджане необходимой инфраструктуры в рамках «глобальной войны с терроризмом»; работе в направлении создания воздушных баз в Азербайджане для оказания помощи США в борьбе с терроризмом.
В ответ США предложат Азербайджану определенную помощь в решении карабахского конфликта.
Непосредственно операция сил спецназначения в в Иране будет координироваться госсекретарем США с правительствами Грузии, Азербайджана и Ирака.
Отдельный вопрос, который анализируют эксперты — рост цен на нефть в связи с атакой на Иран.
Даются прогнозы о возможности роста на 15 долларов. К тому же, Иран может поджечь свои месторождения на суше и в Персидском заливе — а это серьезная экологическая угроза. В этой связи американцы предлагают особое внимание обратить на безопасности строящегося трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан и работающих — Баку-Супса и Баку-Новороссийск.
Касаясь готовности Центрального военного командования США, эксперты указывают, что уже сейчас может быть выполнена одна из трех миссий — обвинение Ирана во вмешательстве ИРИ в Ираке и поддержке терроризма.
Второй обязательный пункт — задержать ядерную программу Ирана — к этому США могут приступить уже в течение 90 дней. И наконец, третья, боевая стадия — смена иранского режима. По мнению американских аналитиков, выполнить эту задачу можно в течение 6 месяцев.
Переходя к тактическому описанию, специалисты называют наиболее боеспособные иранские части. Это 1-й Корпус стражей исламской революции (близ Тегерана), 1-й пехотный дивизион Корпуса стражей (Тегеран), 1-й инженерный дивизион (Исфаган), 2-й вооруженный дивизион (Дрезфель) и 2-й пехотный дивизион (Хоррамабад). Для того, чтобы минимизировать потери в рамках операции против этих соединений предполагается только лишь нанесение по ним ракетных ударов с крейсеров и с самолетов «Стелс». Акция должна занять 1 ночь.
Что касается вывода из строя ядерных объектов, то для снижения риска предусмотрены удары самолетов-невидимок, ракетные атаки крейсеров, самолетов, базирующихся на авианосцах и на специальных базах, и уже затем в ход пойдут спецподразделения. Операция занимает 5 дней.
Всего в плане указываются 125 целей, связанных с ядерными, химическими и биологическими программами. Кроме них будут нанесены удары по ракетным установкам, командным и контрольным пунктам и т.д.
Во время фазы «смена режима» в Тегеране будут задействовано спецподразделение ЦРУ и обычные войска спецназначения.
Затем будут использованы традиционные воздушные удары с привлечением наземных сил.
Большая роль в плане отводится операциям «за влияние» и поддержке оппозиционных групп внутри Ирана. Как считают азербайджанские эксперты, речь, прежде всего, может идти об азербайджанцах.
Линии атаки США — Ирак (воздушные удары и основные действия), Афганистан (силы спецназначения), Азербайджан (спецназначение и воздушный десант), Персидский залив (обманные маневры). Американские эксперты уверены: атака на Иран и смена тамошнего режима,
в случае успеха вызовет в мире больше одобрения, чем осуждения. Для этого будут предприняты все необходимые дипломатические усилия.
Первая задача — обработка американского общественного мнения. Затем следуют встречи с представителями Ирана (судя по всему оппозиционерами), после этого Белый дом переходит на Ближний Восток, Европу и уже затем остальной мир.
Тезисы дипломатических акций таковы: Иран создает оружие массового поражения, представляет угрозу региону и остальному миру, активно вовлечен в международный терроризм, пытается уничтожить демократию в Ираке и, наконец, большинство населения ИРИ хочет освободиться от репрессивного режима.
Детали же будут выглядеть так. Первая фаза — «Создание баз». При этом США будут говорить о том, что Иран — «плохой», но дипломатия — лучший способ решения проблемы.
Вторая фаза: «Усиление поддержки США в мире и собственно в Штатах». Пропаганда меняется: 1. Дипломатия провалилась. 2. Иран — это не только американская проблема.
Третья фаза: «Время пришло». Дипломатия провалилась. У нас нет другого выбора. Американские эксперты считают, что США не должны ждать, пока Иран первым нанесет удар.
Особое послание американцы предлагают направить иранским военным: «Смертоносные силы могут добраться до вас в любое время с любого направления».
Правда, при всей, столь детальной разработке плана, может быть, что цели он преследует отнюдь не военные.
Азербайджанский политолог Расим Мусабеков считает, что данный план — составная часть психологической кампании, которую США ведет против исламского руководства ИРИ, с целью добиться своих целей. Среди них: безусловный отказ от разработки средств массового уничтожения, свертывание ядерной программы, прекращение поддержки радикальных сил в Ираке и Ближнем Востоке.
«Я полагаю, что этот документ ничего общего с реальными намерениями и планами американской администрации не имеет. Дело в том, что военная атака, без того, чтобы силой свергнуть правящий в Тегеране исламистский режим, разгрома его военной и политической инфраструктуры половинчата и бессмысленна. Это показал опыт первой иракской войны 1990 года. Но опыт второй иракской кампании, проведенный президентом Бушем-младшим, также показал, что разгром и устранение военно-политической инфраструктуры противника это только часть задачи, причем достижимая относительно быстро и с приемлемым уровнем потерь».
Что же касается оккупации и контроля над территорией, то, как считает Мусабеков, создание хотя бы слабого подобия управляемости и стабильности — это гораздо более трудная задача, с которой США при всей своей мощи не может справиться в Ираке. Что в таком случае ждет американцев в гораздо более обширном, многонаселенном и лучше организованном Иране?
«Если принять во внимание стремление США заручиться поддержкой ООН и союзников для получения поддержки в нормализации обстановки в Ираке, то вряд ли Вашингтон рискнет развязать против ИРИ войну, не заручившись поддержкой СБ ООН.
Обращаю внимание и на то, что хотя Джордж Буш победил на выборах, его иракскую кампанию большинство американских избирателей не одобряют и выражают недовольство потерями, которые США там несут.
Одним словом, при всей видимой правдоподобности, попавший в распоряжение редакции план является либо частью психологической подготовки или маскировки истинных планов Вашингтона, либо плодом разыгравшегося воображения любителей конструирования умозрительных военно-политических сценариев».
Тем не менее, азербайджанский эксперт видит пользу от подобных публикаций, так как это актуализирует обсуждение ситуации, если развитие отношений между ИРИ и США пойдет по опасному сценарию.
«Для Азербайджана это таит множество угроз и потому общественность нужно готовить, а экспертному сообществу прикидывать наиболее приемлемую и отвечающую национальным интересам линию поведения для государства».
В свою очередь военный эксперт Узеир Джафаров, проанализировав американский план, назвал его очень серьезным. По словам Джафарова, аналогичные сценарии разрабатывались в США в период подготовки атак на Ирак и Афганистан.
«В Соединенных Штатах над подобными планами обычно работают мощные группы. И, конечно, описанное выше — всего лишь один из вариантов действий по уничтожению ядерного потенциала Ирана и смены правящего режима в этой стране.
Это правильная практика, когда заказываются исследования различным группам.
Из всех сценариев можно будет выбрать оптимальный. Особо хочу подчеркнуть, что просто так в США тратить время не будут, так что план серьезен».
Коснувшись военной составляющей, эксперт указал, что в предложенном сценарии
учтены уроки и ошибки, допущенные американцами в Ираке. Прежде всего, речь идет об отказе в операции по стабилизации в Иране.
«После формального завершения войны в Ираке американские военные стали гибнуть гораздо чаще. Две трети всех потерь в живой силе пришлись как раз на «период стабилизации». Другой важный момент связан с отказом от оккупации территории Ирана, чтобы не вызывать недовольство в мире. Из плана следует, что при любом раскладе американцы не будут «сидеть» в Иране. К тому же ИРИ — это не Ирак во всех смыслах».
По мнению Джафарова, главную ставку американцы делают на оппозицию. «Иранские власти очень боятся волнений среди студентов, есть фактор национального движения азербайджанцев. 30 точечных операций в рамках одной большой — реальность. И это позволит избежать серьезных потерь в живой силе. Однако все изменится в случае, если оккупация все-таки произойдет и американцам потребуется контролировать ситуацию в Иране», — считает эксперт.
Джафаров отмечает особое внимание американских специалистов к иранскому Корпусу стражей исламской революции. «Это действительно элита иранской армии и не случайно по сценарию по ним будут наноситься только воздушные удары, чтобы рассеять подразделения».
Джафаров указал на необходимость учитывать и угрозы для Азербайджана, которые вытекают из предложенного плана.
«Иран неоднократно выступал против иностранного военного присутствия в регионе. Но Азербайджану от этого не уйти. Если и не этот сценарий кампании против Ирана, то любой другой неизбежно вовлекает в конфликт Азербайджан. Американцы не могут дать 100%-ю гарантию безопасности ни одной стране, которая входит в коалицию в США. В случае с Ираном, в американском плане предусматривается размещение на Абшероне специальных противоракетных установок. Но они могут и не понадобиться — американцы, возможно, рассчитывают, что Тегеран не захочет наносить удар по Азербайджану учитывая фактор миллионов азербайджанцев, живущих на юге ИРИ.»
При этом военный эксперт согласен с мнением политолога о том, что план атаки на Иран может оказаться элементом психологического давления на ИРИ. Американцы рассчитывают на отказ Тегерана от ядерной программы и на подъем освободительного и вообще оппозиционного движения в Иране.
«Психологический элемент усиливается тем, что обнародованный сценарий абсолютно реален. По большому счету, тот факт, что о нем узнают в Тегеране, ничего не изменит.
У ИРИ нет реальной возможности ему противостоять. Максимум, что могут сделать власти Ирана — распространить несколько заявлений, объектом которых будет Баку. Но в любом случае Азербайджану необходимо усилить бдительность», — подчеркнул эксперт.