Комитет рыбного хозяйства Минсельхоза был образован постановлением правительства Республики Казахстан от 18 июля 2003 года. Через год, 9 июля 2004 года, был принят Закон РК “Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира”. С тех пор рыбаки ждут и не могут дождаться важнейшего документа – отраслевого норматива по вылову рыбы, который может остановить хищническое истребление «рыбного населения» озера Балхаш.
Голос со дна моря
Не так давно в НИИ рыбного хозяйства ученые и чиновники “вырабатывали” свои предложения в правительство по рыбохозяйственному использованию озера Балхаш. На совещании присутствовали первый заместитель председателя комитета рыбного хозяйства Азиз ШУТКАРАЕВ и новый начальник Балхаш-Алакольской рыбинспекции Досмухамбет КAСЫМОВ. Рыбаки возлагали на это совещание и особенно на новых чиновников большие надежды. Думали, наконец-то будут приняты отраслевые нормативы. И на озере начнут наводить порядок.
Но ожидания оказались тщетными. И старые ученые, и новые чиновники не пошли дальше очередных ограничений.
– Цель таких ограничений – сделать условия для рыбаков невыносимыми, – считает президент ассоциации природопользователей озера Балхаш Лаврентий ЦОЙ. – Хотя, казалось бы, невыносимей уже некуда! А главная проблема – введение отраслевых нормативов – так и осталась нерешенной. На Балхаше по-прежнему рыбаков столько, сколько есть. Ловит каждый, кто выходит в море, и столько, сколько сможет. Реально никто не контролирует улов. Формально установлены лимиты. Но кто следит за ними? Никто!
Сразу после совещания крупные природопользователи под эгидой своей ассоциации направили письмо в комитет рыбного хозяйства, в котором изложили все свои требования и проблемы.
– Если и на это письмо не будет никакой реакции, мы подаем на комитет в суд. И в судебном порядке будем добиваться от уполномоченного органа исполнения закона РК, – говорит президент ассоциации.
По его мнению, чиновники намеренно тормозят принятие отраслевых нормативов, предоставляя озеро хищническому разграблению.
Потому что это выгодно всем! Более благоприятной почвы для коррупции трудно придумать.
Балхаш опутан сетями
“Наше озеро опутано сетями! Есть участки, где сети стоят с интервалом в 20 метров. Помимо урона, наносимого браконьерами казне, наносится непоправимый ущерб природе! Стоимость китайских сетей, которыми завалены прилавки магазинов и рынков, – цена двух килограммов рыбы. Потому их просто бросают в озере с мертвой рыбой. Аналогичную ситуацию в России решили жестко: ввели запрет на торговлю и ввоз в страну рыболовных сетей. У нас ничего не делается для улучшения ситуации. НИЧЕГО!”.
Это строки из письма балхашских рыбаков в комитет по вопросам экологии и природопользования Мажилиса Парламента РК. Рыбаки буквально умоляют законодателей вмешаться и остановить балхашский беспредел.
Можно только предполагать, каких высот он достиг, если сами рыбаки настаивают на жестком вмешательстве государства в ситуацию…
Подбросить леща?
– В 50–60-е годы на озеро выходили 500–600 рыбаков. И уловы достигали 18 тысяч тонн в год. Сегодня официально вылавливают 10 тысяч тонн. Кто в это поверит, если только официальных рыбаков выходит в море 1,5 тысячи? А браконьеров еще больше! Ситуация, похоже, устраивает всех, потому что в этой системе крутятся огромные деньги, – говорит Л. Цой.
Как и кто ловит деньги в сетях беззакония?
Вариантов масса. Самый простой – махинации на сверхлимитном вылове. К примеру, официально, по расчетам ученых, в общем улове балхашского рыбака малоценный лещ составляет 70–80 процентов. И цена ему копеечная. На самом деле в рыбацких сетях леща куда меньше. Остальной улов составляют судак, сом, сазан… Но кто же каждую рыбку считать будет? Наука утвердила 80 процентов, значит, государство и получает с каждой сети голимого леща. Никто не пересматривает научные рекомендации – невыгодно.
О суммах, которые может “подбросить лещ”, можно судить хотя бы по экипировке профессиональных браконьеров, которые бороздят водные просторы Балхаша на лодках с японскими моторами “Ямаха”. Средняя цена такой техники – от 6 до 10 тысяч долларов. На лещиках такие суммы не отобьешь.
Кто ловит рыбу, а кто получает деньги?
Рыбаки поделились еще многими секретными “водяными знаками”, которые при небольшом усилии превращаются в денежные.
– Огромные откаты делают на тендерах по долгосрочному закреплению рыбопромысловых участков, – рассказывают рыбаки. – А в результате самые лучшие, прибыльные участки озера предоставляются левым “черпакам”, у которых нет ни рыбаков, ни катеров, но есть деньги и связи. Эти фирмы передают свои участки в аренду другим рыбакам, дерут с них втридорога. Или под видом промысла просто занимаются перекупкой рыбы. А настоящим рыбацким артелям, где мы работаем, достается то, что останется. К примеру, самому старому нашему рыбацкому хозяйству “Куйган” достался участок в 400 километрах от поселка. Причем даже без своего выхода в море!
Рыбаки, с которыми мы беседовали, просили не называть их фамилий. Их можно понять. Им семью кормить надо, а завтра выходить в море.
Только 72-летний Лаврентий Цой уже ничего и никого не боится. Он всю свою жизнь отдал этому озеру. Его отец и дед основали здесь одну из первых рыболовецких артелей. И потомственный рыбак не может допустить, чтобы его внуки видели рыбу только в телепередачах.
P.S. Когда материал был готов к печати, нам стало известно, что природоохранная прокуратура Карагандинской области провела проверку по вопросам сохранения и восстановления экосистемы озера Балхаш. Проверка показала, что главной проблемой является “отсутствие нормативов в области охраны, воспроизводства и использования рыбных ресурсов”. По результатам проверки, материалы направлены в Генеральную прокуратуру РК с постановкой вопроса перед комитетом рыбного хозяйства Минсельхоза о разработке нормативов.
Вопрос председателю комитета рыбного хозяйства Министерства сельского хозяйства РК Юрию РОМАШОВУ:
Почему до сих пор не разработаны нормативы, позволяющие навести порядок на озере Балхаш?
Татьяна Тен, Караганда