Правительством республики принято решение о повышении акцизных сборов на алкогольную продукцию.
Мера традиционная и безошибочная. Акцизы только на водку приносят в бюджет больше 3 миллиардов тенге в год. Теперь с 60 былых тенге за литр они подняты до 100, на другие напитки крепче 30 градусов — до 80, на вина — до 70 тенге. Поскольку народ явно налегает на «беленькую», то отсюда и ожидается увеличение доходной части, которая уже, как выяснилось, заложена в бюджет-2003, обсуждаемый сейчас депутатами парламента. Для потребителя бутылка водки станет дороже примерно на 20 тенге, сегодня средняя ее стоимость по республике — 129 тенге. Удар по карману вроде бы не такой уж сильный — не в два же раза, как в советские времена. Но для иных страдальцев, пересчитывающих трясущиеся медяки, и 20 тенге — сумма! Их не утешить тем, что казахстанская водка — одна из самых дешевых в СНГ. Имеется в виду, конечно, не «Беркут» и прочие, а та, что гонится из опилок, или какого другого продукта и сияет россыпью веселеньких этикеток в огромных корзинах дешевых маркетов. Как отнесутся потребители к удорожанию любимых напитков, в общем, понятно. Народ наш к ценовой политике привычный и митингов по этому поводу устраивать не станет. Те, кто пил хорошее вино, будут продолжать его пить, любители непонятного напитка под названием «коньяк» тоже не изменят вкусу, а уж торговля некоронованной царицей рынка и вовсе не увянет. Другое дело — производители, поставленные перед жесткой необходимостью увеличения расходов. Как известно, акцизы уже «лихорадило» в позапрошлом году, но тогда «алкогольным» предпринимателям удалось отстоять свои позиции, и цены остались на прежнем уровне. Теперь же есть опасения, что производство уйдет в подполье и станет практически неконтролируемым. Возрастет объем суррогатов. Только в ходе одного рейда по Алматы сотрудниками СЭС обнаружено 1076 литров некачественного алкоголя, с превышением содержания этилового спирта. Что характерно: люди читают и слушают информацию об отравившихся «левой» водкой, и все равно покупают явно таковую в сомнительных круглосуточных оконцах, у торопливых оптовиков. Экономят? Наплевать на собственное здоровье? По некоторым данным, средний казахстанец выпивает в год 12 литров водки, по другим — страшно сказать — 60. Для сравнения: по данным Госкомстата России, средний наш сосед употребляет за год 15 литров «огненной воды» и 40 литров пива. Вряд ли нам угнаться за признанным по этой части историческим лидером, где на учете состоит 2 миллиона хронических алкоголиков. Медики на международных форумах отмечают общую для постсоветских стран тенденцию — алкоголизм молодеет. Школьники, попадающие на лечение в диспансеры, уже никого не шокируют. Больше пить стали и женщины, а это — врожденные патологии младенцев, запрограммированная плохая наследственность.
Интересны на этом фоне результаты опроса общественного мнения, проведенного исследовательской компанией «Комкон-2 Евразия» после нашумевшего обращения Верховного муфтия Казахстана Абсаттара кажи Дербесали. Как известно, он предложил запретить в республике продажу спиртных напитков на время рамазана. Так вот, этот призыв поддержали 65 процентов опрошенных алматинцев. 9,7 процента относятся к идее отрицательно, 15,3 — безразличны.
Выходит, вполне приличная часть респондентов — за воздержание во время поста, хотя и таким радикальным способом. Беда в том, что запретом — и это доказано неоднократно — проблемы не решить. Решение соблюдать религиозные устои должно рождаться в душе, а не у закрытого прилавка. Стремление поберечь свое здоровье — наверное, таким же образом. Сухой закон в Штатах в прошлом столетии сотворил империю бутлегеров, строя на желании человека выпить миллионные состояния. Поскольку желание это не пропадает никогда — уже в IX веке в трактатах алхимиков существовал рецепт водки, названной, кстати, «аква вита». Так «вода жизни» из века в век не расстается с человечеством, невзирая на цены, кампании, нравоучения и акцизы.
Итак, у нас вновь наблюдается эффект правой и левой руки. С одной стороны известно, месяц назад Президент РК поручил правительству подготовить к 1 января поправки в законодательство для окончательной легализации теневого капитала и создания нормальных условий для развития малого бизнеса. С другой стороны, правительство пока делает все, чтобы предприниматели уходили в тень, где сейчас в обороте находится, по их оценкам примерно около 70 процентов всей денежной массы страны. Водочный бизнес — особая статья, его не назовешь жизненно необходимым для страны, здесь вращаются огромные прибыли. Многим королям градуса сегодня невыгодно «светить» доходы, объем зарплат работникам. И если акцизная политика и легализация на бумаге их не устроят, невыгодно будет и завтра.
По мнению специалистов, очередная непопулярная мера правительства кардинально на картину пития не повлияет: хилый производитель горячительного просто загнется несколько раньше, чем это произошло бы при старых ставках акцизов, а крупный — битый, с высокой степенью выживаемости — найдет способ не утратить «навар». Возможно, это отразится на вкусе и крепости теневой водки. Что ж, народ почешет в затылке и закусит огурцом.