Суть его можно свести к одной мысли: «Ребята, давайте жить дружно!».
На презентации обращения «засветились» И. Вовнянко, Т. Сулейменов, А. Рустембеков, Д. Накипов и другие известные в стране люди.
Инициатива, если и не новая (подобных обращений и в прошлом было немало), но нужная и своевременная — взаимоотношения многих творческих объединений страны с государством, в лице министерства культуры, никак нельзя было назвать идеальными. Конфликты между ними то и дело будоражили общество весь прошлый год.
Министр культуры г-н Е. Ертысбаев за недолгое время руководства своим ведомством успел поссориться с дизайнерами, архитекторами, журналистами, кинематографистами…
С другой стороны — во многих СМИ и в значительной части интеллигенции «формировался» просто «демонический» образ министра культуры, который озабочен только тем, как бы еще больнее ущемить свободу творческого самовыражения и законные права того или иного художественного союза.
Кинематографисты были возмущены планами министерства перенести «Казахфильм» куда-то под Талгар; Союз журналистов ожесточенно критиковал изменения в Закон о печати; художники и дизайнеры поднимали крик против закрытия выставок — и так далее… Конечно, такой стиль взаимоотношений нельзя было назвать здоровым и продуктивным — конфронтация наносила вред обеим сторонам.
И вот, видимо, руководители творческих союзов страны решили забыть прошлое и начать отношения с государством, как говорится, «с чистого листа». Это особенно подчеркнул представлявший Обращение Председатель Союза кинематографисток РК Игорь Вовнянко. «Конфедерация — это не объединение «против кого-то» — сказал он. — Нельзя говорить о какой-то личной конфронтации. Это попытка сообща, совместно с государством, цивилизованно решать острейшие вопросы, которые стоят сегодня перед нашей культурой в целом, перед обществом».
Чем же озабочены мастера культуры? В Обращении говорится, с что перемены, происходящие в нашей стране на рубеже двух веков, дали мощный толчок росту национального самосознания, открыли новые возможности для развития культуры и искусства. Однако есть опасность, что это время останется этапом упущенных возможностей. Культура и искусство несут невосполнимые потери, будучи не в состоянии отразить те угрозы, которыми грозит переходный период. Наиболее существенными из них являются: массированная атака низкопробных образцов от культуры и искусства на общественное сознание, глобализация нравственных и моральных ценностей, утрата духа национальной самобытности — главного капитала культуры и искусства многонационального Казахстана.
В обращении подчеркивается, что принципиальная роль в защите духовности, культуры и искусства всегда принадлежала государству. Предоставленные самим себе в условиях глобализации — они обречены на гибель. К сожалению, сегодня спасение культуры и искусства не является приоритетной задачей государства. И вполне может стать так, что завтра спасать уже будет нечего.
Во имя сохранения культурного наследия нашей страны творческие союзы и организации должны приложить все усилия, чтобы создать приоритеты государственной политики и общественного сознания, сакцентировав их на сохранении и развитии самобытной культуры и искусства Казахстана.
«Мы призываем государственных и общественных деятелей отдать дань уважения культурному богатству, накопленному предыдущими поколениями.
Мы, представители творческих союзов, требуем принятия незамедлительных мер по защите национальных приоритетов в области культуры и искусства, поддержанию духовных и нравственных ценностей многонационального сообщества Республики Казахстан.
Мы ратуем за необходимость и целесообразность совместных скоординированных действий государства и общественности страны для достижения этих благих целей.
Исходя из вышеизложенного, Конфедерация творческих союзов разработала Программу в области культуры и искусства на период 2008-2010 годы».
Вот о представленной ее творцами Программе хотелось бы поговорить подробнее.
Одним из ее пунктов идет констатация, что для достижения всех целей необходимо возрождение на постоянно действующей основе Государственного фонда поддержки культуры и искусства Республики Казахстан. Обеспечивающего финансовую поддержку проектов Программы. И такой фонд действительно сегодня Министерством культуры возрожден! Его арт-директор Айтказы Байбеков заверяет, что государство разделяет озабоченность творческих союзов положением в культуре и намерено активно поддерживать их начинания и инициативы. Это, кстати, показательный факт, что Минкультуры делает шаги навстречу творческой интеллигенции, пытается улучшить свой имидж в общественном мнении.
Другое дело, что сама Программа представлена в предельно общем, аморфном виде и оставляет весьма противоречивое впечатление. Какие конкретные, «прорывные» в художественном и творческом отношении проекты предлагаются Конфедерацией? Об этом в Программе — ни слова…
Да и сами форма объединения — Конфедерация — вызывает сомнения. Уж больно разнонаправлены интересы творческих союзов. Писатели озабочены падением тиражей и засильем массовых, легких жанров литературы; композиторы — отсутствием заказов и снижением уровня музыкальной подготовки; художники — отсутствием стипендий и мастерских; кинематографисты — планами переноса «Казахфильма»; журналисты — нарушениями свободы слова… Каждый тянет в свою сторону, и попытка запрячь в одну телегу «коня и трепетную лань» вызывает большие сомнения в конечной эффективности их совместных действий.
Но есть, конечно, и то, на чем все сходятся. Это, в первую очередь, недостаток финансирования, попросту говоря — денег. И неслучайно этому вопросу в Программе уделено особое внимание.
Предполагается, что для реализации ее проектов, Конфедерация сформирует Независимый Фонд поддержки культуры и искусства, призванный аккумулировать финансовую поддержку со стороны финансово-промышленных групп, компаний, фирм, частных предпринимателей, спонсоров и меценатов. В связи с этим, как говорится в Программе: «Конфедерация творческих союзов, призывает представителей деловых кругов, бизнес-элиту активно поддержать эти проекты».
Но что это за проекты, с чем их «едят», какие материальные и моральные дивиденды получит спонсор или меценат от участия в них своими деньгами — обо всем этом в Программе сказано мельком, как бы между прочим… А ведь это — самое главное!
Где детальное, проработанное, с расчетами и цифрами, с планом и перспективами на будущее обоснование для бизнесменов, желающих вложить свои деньги в тот или иной культурный проект?
Их на сегодня просто нет, а есть много правильных, хороших слов. Вот здесь-то и обнажается коренная беда нашей творческой среды, брошенной в море рыночных отношений — у нас в стране почти нет настоящих «бизнесменов от культуры», менеджеров — продюсеров, которые могут «подать товар» (то бишь, конкретный культурный проект) , «лицом» — весомо, ярко, зримо! Так, чтобы у бизнесменов слюнки потекли!
Сегодня в экономике, политике, культуре и вообще во всех областях жизни стало популярным такое понятие, как «питчинг». Это английское слово имеет много значений, но раньше оно употреблялось в спортивном сленге. В спорте им обозначается резкий, неожиданный бросок или подача, с которой начинается игра.
В бизнесе питчинг — это презентация какого-либо проекта, причем разработанная с применением самых лучших достижений PR-технологий, с привлечением психологов, журналистов, артистов — и бог знает еще кого… С тем, чтобы вся презентация напоминала бы театральное действо, яркое, запоминающееся зрелище.
Что делать, для успеха рынок требует, чтобы проект заметили, а скромность таких вещах — не самое лучшее средство. В Программе же Конфедерации искомые проекты, в лучшем случае, только названы, но никак «не расшифрованы». Например, Конфедерация намерена проводить международный культурный фестиваль — и точка!
Разъяснений — что это будет за фестиваль, когда, где, кто в нем будет участвовать, какова его цель, программа и десятки других вопросов остаются без ответа. Разве на таких условиях можно ожидать, что серьезный бизнес будет рваться помогать культуре?
Конфедерация творческих союзов РК считает, что реализация государственных проектов в сфере культуры и искусства на всех уровнях крайне нуждается в участии и экспертных оценках представителей культуры и искусства, творческих союзов. Совершенно верно! Критическая мысль в культурной сфере у нас в стране практически умерла.
В Древнем Риме был хоть один Петроний — «арбитр изящного», мнение которого было для общества авторитетом — у нас и одного такого сегодня нет! Каждый делает, что хочет и как хочет. «Пусть расцветают тысячи цветов!» Строятся здания, ставятся спектакли, издаются книги — а критическая оценка того, хорошо это или плохо, загнана в подполье. Отсюда и идет засилье китча, массовой культуры и прочего, о чем не устают стенать наши культурные мэтры. Но как, в какой форме будет явлено это участие в реальности — Программа тоже не знает…
Обращение подписали Союз архитекторов Казахстана, Союз дизайнеров Казахстана, Союз журналистов Казахстана, Союз кинематографистов Казахстана, Союз композиторов Казахстана, Союз театральных деятелей Казахстана, Союз хореографов Казахстана, Союз художников Казахстана. Нет только Союза писателей.
Это, конечно, большая творческая сила. Но сможет ли она реализовать свои обширные планы или, как часто бывает, все уйдет только в слова и декларации, в банальный и склочный дележ тощего «пирога» государственных финансов?
И на этот вопрос пока никто не знает ответа. Однако ему совсем недалеко до перехода в разряд риторических…