В Алматы, для того чтобы проверить одно анонимное сообщение, прибыли сотрудники целых двух департаментов МВД РК. Когда я прочел это сообщение, то первой моей реакцией было удивление. Как же так?! Ведь анонимки у нас вроде бы не рассматривают?! Увы, оказалось, рассматривают…
Согласно статье 5 Закона Республики Казахстан “О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц” (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.11.2016 года), не подлежит рассмотрению анонимное обращение, за исключением случаев, когда в таком обращении содержатся сведения о готовящихся или совершенных уголовных правонарушениях, об угрозе государственной или общественной безопасности и которое подлежит немедленному перенаправлению в государственные органы в соответствии с их компетенцией.
Директор департамента государственного языка и информации МВД РК Алмас САДУБАЕВ подтвердил, что департаменты собственной безопасности и кадровой работы МВД проверяют сообщения, изложенные в анонимном обращении.
В информации Tengrinews.kz, говорится, что “с момента назначения Кудебаева на должность криминогенная ситуация в Алматы ухудшилась, близкая к нулю раскрываемость преступлений искусственно завышается путем регистрации мнимых эпизодов, тяжкие и особо тяжкие преступления переквалифицируются на менее тяжкие”. При этом, по словам анонимов, “команду руководителям подразделений на регистрацию мнимых преступлений и их раскрытие отдает сам начальник ДВД, работающий только на статистику”.
Позвольте, а что такое МНИМЫЕ преступления? Как известно, синонимами слова “мнимый” являются “ложный”, “фиктивный”, “кажущийся” и “призрачный”.
Значит, начальник ДВД, по словам неизвестных авторов, приказывал своим подчиненным регистрировать те преступления, коих и в природе-то никогда не было? Неужели генералу реальных не хватало?
Ну хорошо, допустим, заставят полисмены кого-нибудь написать заявление о том, чего не было. Тогда необходимо задержать преступника и (если речь идет о краже, грабеже или разбое) изъять у него похищенное. Или хотя бы организовать опознание подозреваемого свидетелями преступления. Где их всех взять-то, этих людей, готовых лжесвидетельствовать? И как заставить дать нужные показания? Напомню, преступление считается раскрытым, когда преступник установлен, привлечен к уголовной ответственности и осужден судом. Так кто же, господа анонимы, согласится добровольно сесть за решетку за то, чего никогда не совершал? Или, может, вы наивно полагаете, будто в полицию очередь из таких стоит? У преступников в Алматы “упал” основной инстинкт
Цитируем далее – “тяжкие и особо тяжкие преступления в Алматы переквалифицируют на менее тяжкие”. Видимо, по мнению авторов письма, это происходит так. Совершено тяжкое преступление – убийство. И вдруг начальник ДВД приказывает: “Ну-ка, переквалифицировать мне сие душегубство на что-нибудь менее тяжкое!”.
И следственно-оперативная группа, воскликнув волшебное “ахалай-махалай!”, оживляет потерпевшего, а потом убеждает еще и дать ложные показания вроде: “Я не умер, мне просто в глаз дали!”.
Тогда следователь может готовить обвинительное заключение либо по хулиганству, либо за умышленное причинение вреда здоровью средней, а еще лучше – легкой степени тяжести. И все довольны. Так, что ли?
Вряд ли, наверное, ведь воскрешать умерших наши полисмены еще не научились…
К тому же для снижения количества висяков и повышения процента раскрываемости существует гораздо более действенный способ. Достаточно всего лишь убедить потерпевших, чтобы те отказались подавать заявления.
Поясню, я не выступаю в роли защитника генерала, просто несуразность некоторых анонимных обвинений в глаза бросается. Надеюсь, имена авторов письма будут установлены и скромным борцам за чистоту полицейских рядов не дадут прозябать в неизвестности. Люди должны знать своих героев. Безусловно, надо дождаться официального заключения из МВД по результатам проверки и не делать поспешных выводов.
Анонимки писали во все времена – до и после Великой Октябрьской социалистической революции, особенно в страшные 30-е годы прошлого столетия… Однако с момента развала СССР и до сего времени я не могу припомнить, чтобы одна жалкая анонимка вызывала такой громкий резонанс.
Мне кажется, если сотрудники полиции с чем-то не согласны, то должны открыто и честно называть себя, а не прятаться за бумажку без подписи!
А если боятся, тогда возникает вопрос: зачем гражданам такие “смелые” полисмены?
Когда верстался номер, стало известно, что проверка МВД Республики Казахстан по результатам анонимного обращения о якобы неправомерных действиях начальника ДВД города Алматы Серика Кудебаева завершена.
Об этом в среду сообщил официальный представитель министерства Алмас Садубаев. По его словам, информация, изложенная в анонимке, не подтвердилась.
Родственников генерала среди начальников Медеуского, Ауэзовского, Наурызбайского и Алмалинского РУВД тоже не нашли…
gubaydulin@caravan.kz
Алматы