Теплее от этого не становилось. Ну хоть деньги-то за недопоставленное тепло вернуть можно?
Мы решили проверить: есть ли способ влияния на монополистов?
Было несложно найти для нашего эксперимента замерзающий дом. В самой холодной комнате обычной “панельки” около трех недель домашний термометр не поднимался выше отметки 13 градусов. Поскольку в этот район тепло поставляло АО “АПК”, то мы вместе с хозяином квартиры написали в АО “Алматинские тепловые сети” заявление о производстве замеров и перерасчете за недопоставленное тепло.
По закону наше заявление поставщик тепла должен был рассмотреть в течение пяти дней и направить своих сотрудников для замеров.
На самом деле пять дней для Алматы – достаточно много. Погода капризная: за неделю от –20 может потеплеть до +10. А тогда уж замеряй – не замеряй…
Заявление мы подали в четверг, ждали гостей не раньше понедельника.
Но самих сотрудников АПК нам так и не удалось увидеть. В понедельник ближе к полудню, когда морозить на улице стало меньше, батареи в квартире чудесным образом потеплели.
Ситуацию прояснил звонок в КСК: оказывается, представители АПК зашли к ним за ключом от подвала, но общаться с жителями не стали. То ли нам попались исключительно порядочные тепловики, которые знали, что в квартирах действительно холодно, и не стали морочить голову? То ли настолько устали от жильцов, что просто игнорируют их?
Возможно, повлияли и другие факторы. Ведь именно в понедельник потеплело на улице, а “КазТрансГаз” отрапортовал, что наконец-то в южные регионы, в том числе и в Алматы, газ поставляется в полном объеме. Обратись бы мы в АПК две недели назад, в разгар холодов, думаю, ситуация была бы совсем иная. И прежде чем увеличить подачу теплоносителя, нам бы (как многим жителям города) долго доказывали, что на самом деле все наши термометры бессовестно врут, показывая температуру ниже нормы, и никакой недопоставки тепла на самом деле нет.
Правила общения с монополистом
Нам, можно сказать, повезло. Другим – судя по звонкам в редакцию – везет гораздо меньше. Но как бы ни развивались события, гражданам надо знать несколько правил общения с представителями монополиста.
В первую очередь вызванные тепловики должны измерить температуру воздуха во всех комнатах и вывести средний показатель.
– Если в какой-то комнате температура действительно намного меньше нормы, то в акте это необходимо указать, – пояснил председатель Алматинской городской ассоциации КСК Шамиль Мендыгалиев. – После этого вместе с представителями КСК тепловики спускаются в подвал, где измеряют температуру теплоносителя на входе в дом. Дело в том, что у каждого дома есть своя теплонагрузка, то есть определенное количество тепла, которое он потребляет. Эта проектная величина устанавливается на весь дом, и в зависимости от этого рассчитывается, под каким давлением подается в этот дом горячая вода.
Кроме того, есть такое понятие, как тепловой график, определяющий количество подаваемого тепла в зависимости от температуры на улице. Условно, при +5 градусах на улице, вода на входе в дом должна быть 75 градусов, а если на улице –15, то 120 градусов.
– Однако в связи с тем, что большая часть тепловых сетей, в том числе и домовых, изношена, температура подаваемой на дом воды, как правило, не превышает 75–77 градусов. Этого явно не хватает для нормального отопления жилых помещений, – рассказал Шамиль Мендыгалиев. – Монополисты боятся, что если они дадут действительно мощное давление горячей воды, то произойдут аварии на магистральных трассах. В результате мы становимся заложниками ситуации, выбирая между едва теплыми трубами и возможностью остаться вообще без тепла.
Впрочем, у сотрудников АПК есть свои секреты. В нашем случае они просто увеличили напор горячей воды на входе в дом. И в квартире стало намного теплее.
Правила перерасчета
Что же касается перерасчета – а ведь именно об этом мы просили в своем заявлении! – то здесь все намного сложнее. Согласно законодательству перерасчет на отдельно взятую квартиру не делается.
– Перерасчет делается всего раз в год не позднее 1 июля, – просветил нас Шамиль Мендыгалиев. – Правительство в прошлом году своим постановлением утвердило методику перерасчета. Департамент регулирования деятельности естественных монополий по городу Алматы собирает экспертный совет. В него входят представители как монополистов, так и общественных организаций. На заседании этого совета проводятся слушания и обобщается информация о том, сколько тепловой энергии было потреблено, сколько было предоставлено и в каком объеме должен производиться перерасчет.
К сожалению, совещания экспертного совета проводятся в закрытом режиме, и потребители никак не могут повлиять на объем перерасчета. Кроме того, именно в вопросе перерасчета у нас сейчас полный социализм – ведь делается он абсолютно для всех потребителей города. И тем, у кого всю зиму топили так, что форточки приходилось открывать, и тем, кто сутками не выключал обогреватели, чтобы не замерзнуть.
Такая уравниловка закреплена законодательно.
Анна ПАВЛОВА