Песня великой судьбы - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Песня великой судьбы

Песня великой судьбы

22 января исполнилось бы 85 лет со дня рождения видного общественного и государственного деятеля, выдающегося казахского поэта, заслуженного деятеля РК Какимбека САЛЫКОВА. Его литературное наследие – это десятки изданных книг, более 600 песен, написанных на его стихи. Одним из легендарных произведений стала песня “Жезкиик”. “КАРАВАН” публикует воспоминания самого Какимбека Салыкова об истории создания песни, ставшей народной.

  • 26 Января 2017
  • 4249
Фото - Caravan.kz

Чародей музыки

Когда речь идет о песне “Жезкиик” (“Медная лань”), автором музыки которой является наш прославленный земляк Жаксыкелды Сеилов, на казахской земле стар и млад выражают ему высочайшее восхищение, как чародею песенной музыки. Она стала носителем славы не только музыкального творчества композитора, а благодаря всеобщему признанию олицетворяет всю нашу бескрайнюю степь – Сарыарку. И Жаксыкелды Сеилов стал широко известным далеко за пределами Казахстана композитором в основном благодаря “Жезкиик”. Начиная с середины 70-х годов эту песню в Казахстане любили так же, как “Подмосковные вечера” в России.

Мы встретились в Москве. Спев “Жезкиик”, Сеилов произвел фурор на москвичей и членов жюри. Это был 1981 год, когда он завоевал золотую медаль Всесоюзного конкурса молодых исполнителей. Это были годы всемогущего звучания “Жезкиик” везде и всюду. Жаксыкелды был на крыльях славы, воспарил духом. Следует упомянуть: в те годы было исключительной редкостью, когда композитор сам исполнял свои песни. Здесь я получил первую возможность поздравить его с успехами и поблагодарить за волшеб­ную музыку к моим стихам. Пел он великолепно, в собственном сопровождении на баяне, что было редкостью для казахской сцены тех лет.

Интересна история рождения музыки Сеилова. Первым, с появлением одноименного стихотворения в печати, музыку сочинил великий композитор Казахстана и всего тюркского мира Нургиса Тлендиев. Весть о песне Тлендиева “Жезкиик” дошла до нас необычайно быстро. Почти в тот же день от друзей я получил сообщение из Алматы. Радость переполняла нас, ибо для молодого поэта-горняка, живущего так далеко от столицы, внимание в то время такой восходящей музыкальной звезды, как Нургиса Тлендиев, было знаковым моментом.

Встреча с Тлендиевым

Когда я впервые встретился после появления музыки “Жезкиик” с Тлендиевым, он сразу же поставил условие, сказав: “Дорогой Какимбек, стихотворение твое очень хорошее, его содержание многосложное, там тысяча тем и направлений, и все они объединены страстью к природе, родной земле и первой любви. Вот в моей трактовке я избрал лишь третью часть”. Я охотно согласился, не стал возражать… И тут же при нем исправил так, как ему захотелось, пришлось вторую строфу изменить теперь уже на новую, более упрощенную любовную тематику. Hyp-ага удивился моей быстроте и согласился с поправками, крепко пожал руку и начал петь в собственном сопровождении на пианино. Теперь слова начинались не так, как в основном тексте: “Я увидел лань с серебристой грудью, на медных крыльях”. Новым началом песни стали слова: “Жезкиик, откуда ты появилась в наших краях”.

Вдруг, мне, в то время живущему в Москве, сообщили, что возник второй вариант песни на музыку Сеилова. Первоначально этому я не придал особого значения: ведь не первый случай, когда на одно и то же стихотворение рождается несколько вариантов музыки различных авторов. Однако, когда имеется музыка Тлендиева, даже и подумать не можешь о возможности появления второго варианта “Жезкиик”. Кто мог осмелиться на такое? Именно в этом проявилась великая смелость Сеилова. Он оставался твердым и непреклонным в решимости.

Летом 1977 года о своем приезде в Москву известил по-дружески Нургиса. Мы встретились, пели, как всегда, “Жезкиик”. Вскоре он по-тлендиевски прямо сказал: “Появилась новая музыка на эти слова, написал ее твой жезказганский брат Жаксыкелды Сеилов, его мелодия лучше подходит для основного текста, ибо он вобрал в музыку всю тобой задуманную многосложную гамму чувств с всеобъемлющим множеством жизненных ситуаций, коллизий и переживаний”. Похлопав меня по плечу огромными и довольно тяжелыми ладонями, с веселой и приятной улыбкой добавил: “Ничего, не беспокойся, когда люди устанут петь песню Жаксыкелды, снова запоют и мою музыку”. Признание это было простым и без зависти.

Смелость Сеилова

А как родилась новая музыка песни, земляки рассказывали по-разному, но я верю тому варианту, который подтвердил сам Нургиса Тлендиев. Оказывается, он в конце 1976 года приехал в Жезказган гастролировать со своим оркестром “Отырар Сазы”. На первом же концерте среди песен, исполняемых артистами ансамбля, оказалась “Жезкиик” на музыку Тлендиева. Пела ее очаровательная красавица, народная артистка Майгуль Казтуганова, которая околдовала зрителей как своей красотой, так и изумительным исполнением. Но все это оказалось не по душе Жаксыкелды Сеилову. Он, внимательно прослушав “Жезкиик” Тлендиева, сказал соседям: “Два моих брата друг друга не поняли”, – и вышел из зала. Видимо, он знал из книги полный текст стихотворения, возможно, у него уже были собственные задумки, но, как бы мы ни гадали, истина в том, что, придя домой, он всю ночь со своим “черным баяном” сочинял “Жезкиик” уже совершенно на новый лад.

Под утро, сделав дело, часок-другой отдохнув, пошел смело в гостиницу, где жил Тлендиев. Обычно весьма скромный, Жаксыкелды набрался храбрости и осмелился спеть свежий, только что появившийся на свет свой вариант.

Тлендиев был восхищен, обычно он в таких случаях начинал править и помогать молодым композиторам, а тут… Он крепко обнял Сеилова, поздравил и сказал: “Будешь издавать свой первый сборник песен, заходи, я напишу предисловие только из-за твоей этой чудесной песни. Нургиса продолжал далее: “Давай еще раз твердо договоримся: ты поешь по основному тексту, а я по тому сокращенному тексту, который автором сделан для меня”.

…В мою московскую квартиру позвонил известный поэт, ныне народный писатель Узбекистана Мухаммад Али. Я его лишь один раз видел на каком-то литературном мероприятии в Колонном зале Дома союзов. Цель звонка была проста: найти меня, попросить слова “Жезкиик” и другие стихи для перевода на узбекский язык. Когда я спросил о том, как он узнал обо мне, он рассказал интересную историю. Группа узбекских литераторов была в Казахстане, и их поразило, что, куда бы они ни приезжали, везде поют “Жезкиик” на музыку Сеилова. Тогда-то и было решено найти автора слов.

Этот пример подтверждает, что песня запала в душу людей даже из соседних республик. Позже получал записи на магнитофонных лентах из разных областей Казахстана. Ведь в каждой области были свои мастера, а в Алматы начало положил народный артист Кайрат Байбосынов. Тогда, безусловно, лучше всех на баяне песню исполнял сам автор, который объездил с ней весь Казахстан. Из других исполнителей мне очень понравилось исполнение “Жезкиик” Наримана Улкенбаева из Атырау.

“Как будто медная лань бежит по миру”

“Жезкиик” Жаксыкелды Сеилова воистину принадлежит к числу самых трепетных песенных творений композиторов Казахстана XX века. Песня завораживает искренностью до того, что некоторые ценители придают этому религиозно-мистическую основу как особому божьему дару автора, как ангелу-хранителю тайных звуков, идущих из глубины веков. На самом же деле она родилась в необычный период развития казахской песенной музыки. В те годы появилась новая волна молодых композиторов, как Еспаев, Калдаяков, Бейсеуов, Хасангалиев, каждый из которых был значительным событием.

Сеилов хорошо знал известный казахский кюй “Жезкиик” великого композитора Ыкласа Дукенова, который был поразительным исполнителем на кобызе и свое духовное начало брал от легендарного мудреца и древнего кобызиста Коркыта-ата. Своей песней он вошел в великий образный мир далеких предшественников и влился в море музыки казахов как самостоятельная река. Самое главное: через “Жезкиик” он сумел передать ощущения и переживания своей души, вдохновенные ее порывы. Но все же звукоидеалом для него оставался Ыклас.

Песня в целом воспринимается как гимн Степи, зовущий к свободе, любви к родной земле. Музыка выразила гуманный, вольнолюбивый характер казахского народа, характер самого Сеилова – творца и победителя.

Судьба песен, завоевавших сердца нескольких поколений слушателей, это всегда удивительное, уникальное сочетание стихов и творчества композитора. Мне очень повезло, что эти стихи взволновали таких выдающихся композиторов, как Нургиса Тлендиев, а в особенности Жаксыкелды Сеилова. Именно благодаря его музыке эта песня стала по-настоящему народной и международной. Ее поют в Казахстане и Узбекистане, Германии, Афганистане и Китае. Как будто медная лань бежит по миру под волшебную музыку нашей Великой степи – Сарыарки.