Он призвал правительство прекратить увлекаться гуманизацией уголовного законодательства и перейти к его ужесточению. По мнению спикера, этот процесс вызывает у казахстанцев справедливое возмущение.
– Рост правонарушений против половой неприкосновенности, в сфере оборота наркотических средств, скотокрадства, а также многочисленные нарушения правил дорожного движения со смертельными исходами диктуют острую необходимость ужесточения ответственности за их совершение, – сказал он, выступая на заседании, посвященном “правительственному часу”, в сенате.
Отмечу, с вышесказанным я полностью согласен, за исключением одного-единственного пункта: предложение об ужесточении ответственности за “нарушения правил дорожного движения со смертельными исходами” вызывает у меня серьезные сомнения.
Вспомните, ДТП с тяжкими последствиями (когда по вине участника дорожного движения получают тяжелые травмы или даже погибают другие граждане) единственное из всех вышеперечисленных не относится к разряду умышленных преступлений! В пункте 3 статьи 345 УК РК сказано, что водителю, по вине которого произошла смерть одного человека, грозит до 5 лет лишения свободы. Те же, по чьей вине погибли двое и более людей, рискуют отправиться за решетку на срок от 5 до 10 лет. Куда уж дальше-то ужесточать?
Кстати, еще несколько лет назад статья 345 УК РК допускала примирение сторон, но затем его исключили.
Одной из причин стало резонансное ДТП, совершенное небезызвестным водителем Максатом Усеновым. Он сбил в пешеходной зоне – перед кинотеатром “Целинный” в Алматы – сразу несколько человек! К сожалению, один из потерпевших скончался…
Однако в колонию Усенова так и не отправили: он совершил свой смертельный наезд еще до ликвидации нормы о примирения сторон. Сегодня законодательство полностью лишило родственников потерпевших возможности получить хоть какую-нибудь материальную компенсацию.
Хочу заявить, я не верю в то, что ужесточение ответственности за ДТП с тяжкими последствиями позволит сократить количество подобных трагедий. И вот почему.
Большинство водителей, которые садятся за руль нетрезвыми, ни на миг не допускают и мысли, что они могут стать виновниками трагедии!
А тем, кто старается их отговорить, хамят или, того хуже, пытаются дать по физиономии! Чистая психология и ничего больше. Мол, если ни о чем плохом не думать, тогда такого и не произойдет! Подобные, с позволения сказать, рассуждения, по-моему, не более чем обычная страусиная логика.
К сожалению, так или примерно так рассуждает среднестатистический водитель, совершивший смертельное ДТП по пьяной лавочке. Это уже потом он сидит в кабинете у дознавателя, низко опустив голову, стараясь не встречаться взглядом с теми, кого он лишил отца, матери, жены или детей…
Согласно полицейской статистике, в большинстве случаев это позитивный парнишка в возрасте от 20 до 32 лет, влившийся в мейнстрим, и с прекрасными, расцвеченными алкоголем во все цвета радуги перспективами. Cколько стоит нарушить закон и почему казахстанское законодательство работает не для всех одинаково
Предлагаю всех тех, кого полиция задержала за управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, лишать водительских прав! Как, например, в Японии.
И хочу обратить особое внимание на пешеходов. Кажется, у некоторых из них сформировалось непоколебимое убеждение в собственной исключительности и правоте.
Они считают, что имеют полное право перебегать проезжую часть в неустановленных местах. Мол, если какой-нибудь водитель их собьет, тогда тот и будет виноват!
Однако, по моему мнению, водителя следует привлекать к уголовной ответственности лишь в тех случаях, когда он сбивает пешехода на “зебре” – пешеходном переходе, на регулируемом перекрестке, двигаясь на запрещающий сигнал светофора, или же если в момент наезда или аварии он находился в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения.
Сбил пешехода, который выскочил на дорогу в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора? Не виновен! Независимо от последствий должен быть освобожден от уголовной ответственности.
В качестве примера приведу Германию. Там водителям, сбившим на автобане пешехода-нарушителя, даже запрещено останавливаться!
Предвижу возражения вроде “а куда денем факт смертельного ДТП?”. Отвечу – туда же, в список жертв несчастных случаев. Любопытно, многих ли машинистов-железнодорожников посадили за наезд на пешеходов? Наверное, не очень или вообще никого. Скажете, что, мол, поезд – он большой, и быстро остановить его невозможно, а на рельсы пешеходам выходить запрещено?
Стоп! Вот оно – рациональное зерно и золотое слово! ЗАПРЕЩЕНО! А дорогу переходить в неустановленном месте разве можно?!
Думаю, подобное снисходительное всепрощение по отношению к пешеходам-нарушителям и приводит к увеличению жертв ДТП! И к тому, что многие из них сознательно бросаются под колеса, чтобы потом вымогать у перепуганных автолюбителей деньги: дай миллион или полицию вызову! Главное – не перейти улицу на тот свет! — Проект ПДД: обо всем, что движется
К слову, автотранспорт точно так же, как тепловоз или электровоз, внесен в перечень источников повышенной опасности. Но, по-моему, автомобиль надо оттуда вычеркнуть. Я лично знаю несколько примеров, когда люди погибали из-за неисправной кофемолки или электрического фена. Однако эти предметы источниками повышенной опасности ведь не считаются.
Так, может, пора взглянуть на проблему под другим углом, и если уж не принимать высказанные мною в этой статье предложения, то по крайней мере существенно повысить штраф для пешеходов? Чтобы боялись переходить проезжую часть в неустановленных местах!