После того как экипажи истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков разгромили “вражеский аэродром”, командующий ВВС СВО генерал-майор авиации Даурен КОСАНОВ дал эксклюзивное интервью корреспонденту “КАРАВАНА”. "АрМИ-2018": Мужские игры на свежем воздухе
Командующий ВВС СВО генерал-майор авиации Даурен КОСАНОВ
По его словам, сегодня Военно-воздушные силы как род Вооруженных сил по оснащенности техникой и вооружением являются наиболее мобильным и высокотехнологичным в Республике Казахстан.
– Если быть точным, то должен вам сказать, что на боевых вертолетах Ми-35 наша сборная команда в международных играх заняла первое место. Наши военные летчики – одни из лучших на планете, – с гордостью говорит о своих подчиненных командующий ВВС. – В номинации “Истребительная авиация” на самолетах Су-30СМ мы заняли второе место, а в номинации “Армейская авиация” на вертолетах транспортно-боевой группы Ми-171Ш – третье. Очень уверенно выступили. Молодцы!
– Цели поражали бомбами?
– И бомбами, и неуправляемыми ракетами, и огнем из автоматических пушек… Точность попаданий оценивала судейская бригада. Зрелище, конечно, было захватывающее.
Большая работа
– Господин генерал, за годы независимости казахстанская военная авиация прошла большой путь по становлению, развитию и модернизации. 18 августа наши военные летчики отметят свой профессиональный праздник в 25-й раз. Но начиналось-то все в очень и очень непростой обстановке…
– Да, после распада Советского Союза и объявления независимости Республики Казахстан остро встал вопрос о защите страны и ее целостности. Именно это и предопределило создание
7 мая 1992 года собственных Вооруженных сил. Вновь созданные ВС РК получили в наследство вооружение и всю военную инфраструктуру бывшего СССР, находящиеся на территории Казахстана. В состав Военно-воздушных сил РК вошли части Военно-воздушных сил Краснознамённого Среднеазиатского военного округа. Основой стали соединения и части 56-го смешанного авиационного корпуса 73-й воздушной армии. Первым командующим ВВС Казахстана стал генерал-майор авиации Алий Петрович Волков.
– Я помню, что уже через год командующим ВВС Президент Казахстана назначил генерал-лейтенанта авиации Мухтара Капашевича Алтынбаева, который впоследствии дважды занимал пост министра обороны, был сенатором…
– Да, именно с его приходом работа по становлению казахстанской авиации приобретает устойчивый и планомерный характер. Работа по сохранению в первую очередь военных кадров – профессионалов своего дела – была проделана огромная.
– Какова была первостепенная задача?
– Не допустить оттока в страны ближнего зарубежья летчиков и инженерно-технического состава, а также возврат на историческую родину казахстанцев-авиаторов. Благодаря поддержке нашего Президента – Лидера нации – с этой задачей удалось справиться. В Казахстан вернулись наши соотечественники, которые волею судьбы в те годы были разбросаны по всем странам бывшего Советского Союза. Параллельно проводилась работа по сохранению, ремонту авиационной техники и формированию структуры по обеспечению безопасности воздушных рубежей страны.
Пройдя этот нелегкий этап, Казахстан смог существенно реформировать всю систему Вооруженных сил и, в частности, Военно-воздушные силы. Повсеместно начали развиваться воинские части, личный состав обеспечиваться всем необходимым для выполнения главной задачи – защиты воздушных рубежей Родины.
Новый вид авиации
– Сегодня военная авиация переживает очередной этап развития и модернизации, – продолжает Даурен Косанов. – Ежегодно авиационный парк пополняется новыми летательными аппаратами. Первой ласточкой в приобретении новых летательных аппаратов стали военно-транспортные самолеты испанского производства С-295, которые зарекомендовали себя малым расходом топлива и способностью осуществлять посадку на укороченную грунтовую взлетно-посадочную полосу. В тот же период стали поступать вертолеты “Еврокоптер” ЕС-145, собранные в Астане компанией “Казахстан инжиниринг”.
– Чем хороши “еврокоптеры”?
– Они отличаются высокой маневренностью, способны выполнять поисково-спасательную функцию, перевозку больных, эвакуацию раненых и специальные задачи. Также в парк армейской авиации прибыли транспортно-боевые вертолеты Ми-171Ш российского производства.
Но венцом перехода на современные летательные аппараты стало приобретение сверхманевренных истребителей Су-30СМ поколения 4++. Пилоты Талдыкорганской авиабазы быстро освоили данный тип самолета и продемонстрировали высший пилотаж на прошедшей в этом году Международной выставке вооружения и военно-технического имущества “КАDEX-2018”. На сегодняшний день Су-30СМ является лучшим многофункциональным боевым самолетом в мире.
– А как же истребители прошлого поколения? Что теперь ожидает Су-27?
– Ремонт и модернизация самолетов Су-27 ввиду их морального и физического устаревания экономически нецелесообразны. Ремонт и модернизация выполняются только на самолетах Су-27, выпущенных после 1990 года. Самолетов тех годов у нас нет. При этом назначенный срок службы самолетам Су-27 может быть продлен не более чем на 8 лет без возможности дальнейшего продления, в то время как срок службы самолета Су-30СМ составляет 30 лет с возможностью дальнейшего продления. Кроме того, боевой потенциал самолета Су-30СМ в 1,4 раза превосходит боевой потенциал Су-27.
– Слышал, что Казахстан начал активно и довольно успешно осваивать новый вид авиации…
– Да, этот новый вид – беспилотные летательные аппараты. Летчики-операторы, завершив этап практического переучивания, перешли к самостоятельным полетам.
Силами инженерно-технического состава ВВС СВО ВС РК ежедневно проводятся мероприятия, направленные на повышение боевой готовности военной авиации. Так, силами инженерно-технического состава войсковой части 21751 путем войскового ремонта проведены работы по восстановлению самолета Су-27 после серьезного авиационного инцидента. Работы подобного типа проводились силами войсковой части впервые благодаря успешному освоению ИТС части сложных технологических операций, связанных с заменой силовых элементов конструкции. Самолет восстановлен до летного состояния.
Ведется постоянный мониторинг современных разработок самолетов и вертолетостроения с целью внедрения их в виде модернизации имеющихся воздушных судов для повышения боевого потенциала и соответствия задачам, решаемым в современных видах боевых действий. Наличие специализированных самолетов различного типа позволяет Военно-воздушным силам Казахстана эффективно решать задачи защиты воздушного пространства, оказания поддержки Сухопутных войск и быстрой транспортировки вооружения и личного состава по воздуху.
– Каков уровень летной подготовки командиров экипажей?
– За прошедшие пять лет уровень летной подготовки возрос на 5 процентов, при этом с вводом в строй новой и модернизированной авиационной техники средний налет на одного летчика составил более 50 часов. Ежегодно в целях повышения уровня подготовленности военнослужащих, совершенствования профессиональной подготовки наши летчики принимают активное участие в учениях, проводимых в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества, в Армейских международных играх, военных и боевых парадах страны. Кстати, участие военных летчиков в боевом параде 2018 года стало наглядной демонстрацией их профессиональной выучки и мастерства. Вы тоже с трибуны наблюдали за тем, какие фигуры высшего пилотажа могут исполнять наши летчики-асы. И мы горды, что умеем это делать на самом высоком мировом уровне.
АСТАНА