Часть первая
Туркменистан, Казахстан и Узбекистан с целью диверсификации поставок природного газа должны избавляться от жесткой зависимости, в которой оказались не по собственной воле.
Российский газовый гигант «Газпром» контролирует «дорогу жизни» — газопровод «Средняя Азия-Центр» (САЦ), по которому газ из Азии поставляется на европейский рынок.
Кроме того, в ближайших стратегических планах России нет планов эту зависимость ослаблять. Она через свое влияние на энергетическом рынке Европы получает самое ценное: ресурсы, необходимые для модернизации собственной экономики, а также дивиденды, связанные с растущей зависимостью Евросоюза от поставок углеводородов из России.
США и Евросоюз, в свою очередь, тяготятся этой зависимостью. Они понимают, что спор, возникший между экспортером и транзитером, Россией и Украиной, может стать прецедентом, за которым последуют более решительные действия со стороны Москвы. В первую очередь, это связано с тем, что энергетический баланс стран Европы все в большей мере строится за счет поставок газа и нефти из России. Если степень данной зависимости будет увеличиваться, ЕС может оказаться в роли заложника Москвы.
Что касается центрально-азиатских стран, то им придется очень постараться, чтобы устранить монополию «Газпрома». Во-первых, в технологическом и политическом плане САЦ выглядит сейчас, и как можно представить, в ближайшей перспективе, наиболее оптимальным коридором поставок углеводородов из Азии. Это связано с тем, что лоббируемый Западом Транскаспийский трубопровод должен пройти по дну Каспийского моря, в ходе строительства которого может возникнуть масса проблем экономического, политического и экологического характера.
Договоренности с Китаем о строительстве газопровода, по которому к 2009 году 30 миллиардов кубометров туркменского газа потечет в Поднебесную, вполне могут осуществиться. Однако и в этом проекте есть свои очевидные минусы. Газопровод пройдет по территории Туркменистана, Узбекистана и Казахстана. Конечно, выгоды от транзита газа для Узбекистана ощутимы, но стабильность страны вызывает массу вопросов. Многое зависит от того, каким образом будет обеспечена преемственность власти. Если Каримов уйдет с поста (а это вопрос недалекого будущего), оставив на своем месте человека, способного сохранить мир и спокойствие в стране, то это можно считать большой удачей. Вполне может статься, что процесс передачи власти окажется не столь безболезненным, как рисуется в теории.
От дверей до дверей
Во-вторых, САЦ обеспечивает наиболее короткий путь от производителей до потребителей. Он выглядит на фоне установленной российским президентом стабильности в России и политически наименее опасным. В принципе, еще более коротким может оказаться Транскаспийский проект, но он в силу своей технологической сложности и экономической целесообразности рискует превратиться в очередной блеф попыток ослабить влияние России в Центральной Азии.
Американцы и европейцы жаждут начала строительства Транскаспийского трубопровода, однако до сих пор не могут определиться с инвесторами проекта. В этом вопросе еще возникнет множество нестыковок, ибо на данном этапе со стороны США оплачены лишь расходы по технико-экономическому обоснованию (ТЭО) проекта. Поэтому можно констатировать, что далеко не всегда политически целесообразные проекты могут оказаться экономически обоснованными.
Бизнесмены всегда работали по другим принципам, нежели политики. Первые должны «пощупать» проект, увидеть все его достоинства и недостатки, и после оценки экономической целесообразности, инвестировать средства. Политики, в свою очередь, более эмоциональны и выстраивают всевозможные векторы и параллели без учета экономической составляющей.
Нельзя сбрасывать со счетов и то, что САЦ — это не только и не столько выход из Азии в Европу транзитом через Россию, но и геополитика в чистом виде. До тех пор, пока Россия контролирует такие стратегические коридоры, ее влиянию в Центральной Азии мало что угрожает. Если расставить приоритеты в инструментах влияния в ЦА мировых центров силы, то САЦ окажется на одном из первых мест. Вовсе не случайно в течение долгого времени Москва не открывает доступ для европейских компаний на свой энергетический рынок и рынок транспортировки углеводородов. И пока у власти в Москве будет Путин (здесь можно брать и период с 2008 по 2012 годы) такой доступ вряд ли будет обеспечен. В крайнем случае, он будет обусловлен такими условиями, что европейские энергетические компании просто забудут о бредовой идее выйти на российский рынок и попробовать приобрести важные активы. САЦ как раз входит в число таких лакомых кусков.
2009 год станет знаковым
В последнее время на энергетическом рынке произошло множество знаковых событий. В первую очередь, это можно сказать о «Газпроме», легко согласившимся с очередным повышением цены туркменского газа.
«Туркменские коллеги проинформировали нас о состоявшихся в последние месяцы международных контактах, — сказал 27 ноября после завершения переговоров в Ашхабаде глава «Газпрома» Алексей Миллер, — в ходе которых представители Европейской комиссии и администрации США последовательно проводили тезис о том, что цена туркменского газа по действующим экспортным контрактам является очень низкой на фоне текущей конъюнктуры цен на природный газ в Европе и может быть выше».
«Газпром» согласился повысить закупочные цены на газ в Туркменистане в 2008 году до 130 и 150 (во втором полугодии) долларов за тысячу кубометров. Рост цен возможен и в дальнейшем: с 2009 года стороны решили перейти на «рыночные» принципы взаимоотношений. Даже за счет ухудшения экономики контрактов «Газпром» рассчитывает до 2028 года сохранить статус главного покупателя туркменского газа в условиях настойчивых требований Евросоюза и США по допуску западных компаний к ресурсам и газотранспортной сети России.
Формула цены будет определена исходя из средней цены за полгода на рынках ЕС, России и СНГ. Сейчас нет точной информации о конкретных значениях. Но есть два показателя, которые могут стать хоть каким-то ориентиром: средняя цена газа в России на 2009 год составит 80-90, в ЕС — 360-380 долларов за тысячу кубометров. Можно грубо подсчитать, что если бы цена туркменского газа вышла на уровень «рыночных», то она бы составила 220-235 долларов за тысячу кубометров.
«Газпром» второй год идет на существенный прирост стоимости туркменского газа: в прошлом году цена по требованию Сапармурата Ниязова выросла с 65 до 100 долларов за тысячу кубометров. Она должна была сохраниться до конца 2009 года, но недавно уже новые власти Туркменистана потребовали очередного повышения.
Но внешняя легкость, с которой неуступчивый Миллер пошел на повышение цены туркменского газа, обманчива. Требование туркменской стороны предваряла масштабная кампания президента Гурбангулы Бердымухаммедова по всестороннему открытию страны для мирового сообщества.
За последние полгода он провел целый ряд переговоров с европейскими и американскими чиновниками. В результате в сентябре на 62-й сессии Ассамблеи ООН в Нью-Йорке Гурбангулы Бердымухаммедов заявил о необходимости повышения закупочных цен на газ на 50 процентов.
Новую политику Туркменистана активно поддержали США и ЕС. В середине ноября министр энергетики США Сэмюел Бодман на международной конференции «Нефть и газ Туркмении-2007» говорил, что «настало время, когда надо разнообразить источники энергоресурсов для Европы». Министр уточнил, что имеет в виду допуск западных концернов к разработке месторождений Туркменистана, в первую очередь, на шельфе Каспийского моря. Еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс там же подчеркнул, что ЕС может стать реальной альтернативой России: «ЕС может предложить конкурентоспособные цены за газ. Кроме того, европейские компании, имеющие огромный опыт и передовые технологии, готовы инвестировать в Туркмению».
После всех этих обещаний Гурбангулы Бердымухаммедов и предложил России пересмотреть цены на газ не с 2010 года, а уже через полтора месяца.
Продолжение следует